Велосипедисты Перми Главная страница Написать письмо Карта сайта
Мероприятия Отчеты Маршруты Форум Люди Статьи и обзоры Магазины О сайте
about
Поиск:  
 

06.11.2009

Пермская Тибетская велоэкспедиция

   Цели

 

   1. Пересечение основной части Кунь-Луня и Тибета с запада на восток – 1500 км, при средней высоте около 5000 м над уровнем моря.
   2. Пройти по местам Кунь-Луня и Северного Тибета, где проходили этапы всех 4-х Центральноазиатских экспедиций Н.М. Пржевальского (1870-1885 гг.), соединив их в одном линейном маршруте.
   3. Исследовать два одних из самых крупных узла оледенения на Кунь-Луне и Северном Тибете: район горы Улуг-Музтаг, 6973 м и район горы Шапка Мономаха, 6825 м. Совершив там первопрохождения перевалов и при благоприятных условиях совершить восхождения на эти вершины.
   4. Соединение в одном линейном маршруте этих двух крупнейших узлов оледенения. Раньше они посещались людьми всего лишь по одному или нескольку раз и только по отдельности.
   5. Испытать горный велосипед, как средство позволяющее достичь «Полюса Недоступности» нашей планеты, в том числе – самый высоко расположенный «Полюс Недоступности» – Северный Тибет и Кунь-Лунь.
   6. Пройти через «Полюс Недоступности» Кунь-Луня – наиболее удаленное место этой горной системы от постоянных населенных пунктов.

 

   Участники

 

   Пермская команда спортсменов: «Полюс Недоступности».
   Руководитель: мастер спорта по спортивному туризму, чемпион России 2005 г, старший преподаватель кафедры туризма ПГУ Андрей Королев.
   Участники: кандидаты в мастера спорта, чемпионы России 2005 г – Владислав Баженов и Константин Котельников; и кандидаты в мастера спорта, бронзовые и серебряные призеры Чемпионатов России – Игорь Мохов и Игорь Пономарев.

 

   Что выполнено

 

   Выполнены все цели, кроме восхождений на высшие точки горных массивов. Совершить восхождения не позволила чрезмерная лавиноопасность, из-за очень плохой погоды и постоянных сильных снегопадов, где на высоте более 6000 м снег не стаивал, а происходило непрерывное интенсивное снегонакопление. Вместо восхождений на эти вершины на которых люди уже бывали единожды, нами были впервые совершены восхождения на вершину высотой 6200 м – которую мы по праву первовосходителей назвали пик Пржевальского, и на вершину высотой 6100 м – ее решили назвать пик Роборовского – это соратник и продолжатель дела Пржевальского, который после его смерти самостоятельно организовывал исследовательские экспедиции в самые глухие места Центральной Азии.

 

   Недоступность территории экспедиции

 

   На большей части маршрута экспедиции еще никогда не было людей (в современное время точно), возможно там, в древние времена бывали иногда кочевники. Там до сих пор сохраняется эталон природной чистоты, как и во всех Полюсах Недоступности нашей планеты. В таких местах ничего не изменилось за последние тысячелетия. Читая описания, которые сделал еще Пржевальский, я прихожу к выводу, что со времени его экспедиций, там практически ничего не поменялось. Только в некоторых местах мы встречали следы пребывания человека – геологические дороги, которые облегчали наше продвижение вперед, и два их лагеря. Причем лет 5 назад этих дорог еще не было. Только в последние годы началось интенсивное освоение Кунь-Луня и Северного Тибета китайскими геологами и добытчиками полезных ископаемых.


   Эти два узла оледенения – район горы Улуг-Музтаг и Шапки Мономаха – являются одними из самых желаемых для посещения, среди альпинистов и туристов всего мира. Но ввиду их крайней труднодоступности, попытки добраться до них, бывают очень редко и не всегда осуществляются. Известно всего несколько попыток добраться к этим высокогорным массивам с разных сторон, и во время некоторых люди не могли приблизиться к вершинам даже на расстояние 100 км – вязли в зыбучих песках. Раньше люди пытались туда добраться на автомобилях: джипах и больших проходимых вездеходах, типа «Урал». Добраться на джипах – не получилось – не пустили зыбучие пески. Добраться на «Уралах»-вездеходах – удалось только один раз, и то не с первой попытки. Так в 2003 г. Альпинист из Санкт-Петербурга Андрей Ершов, вместе с командой финских альпинистов, сумел добраться до этого узла оледенения, и совершить восхождение на вершину горы Улуг-Музтаг Западный, высотой 6925 м.


   Добраться до этой вершины пешком – не может быть и речи: она находится на расстоянии около 500 км до ближайшего города, и для такого мероприятия понадобится огромное количество дней, и соответственно продуктов и горючего, в результате чего получится такой груз, который на себе унести невозможно.


Во время тибетской экспедиции 2005 года, когда мы пересекали Тибет с севера на юг и прошли мимо этой вершины, на расстоянии 70 км, у меня и возникла идея о возможности использования велосипеда в качестве средства передвижения для достижения этого чрезвычайно труднодоступного горного района.


   Это нам удалось осуществить в 2009 году, и мы стали второй группой, которая сумела добраться до этого горного района с запада.
Данная территория является недоступной даже вертолета: на такой большой высоте он не может приземлиться, и имеет ограничения по расстоянию полетов. 

 

   Военное положение

 

   Летом 2009 в Урумчи и других городах Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая, случилось множество беспорядков националистского характера в результате которого погибло несколько сотен человек. Китайское правительство ввело туда войска, и они довольно быстро там усмирили всех возмутителей спокойствия. Но большая напряженность там остается до сих: в самом Урумчи военное положение, на каждом перекрестке стоят группы автоматчиков, постоянно курсируют патрули. Везде проверки и досмотры. Из-за этого большая часть туристов, которая хотела посетить СУАР, отменила свои поездки. Нам пришлось столкнуться особенно серьезно с проявлением этих проблем в самом начале маршрута, когда мы въезжали в горы на маленьком грузовичке, который наняли чтобы проехать через пустыню Такла-Макан. Наша экспедиция могла зарубиться на корню, даже не успев начаться. В узком ущелье, где скалы подходят к самой реке, китайские военные установили блок пост, по всем правилам: противотанковые ежи, пластины с ножами, торчащими вертикально поперек дороги, военная техника, покрытая маскировочной сеткой и множество автоматчиков в шлемах и бронежилетах спрятавшихся за специальными ограждениями. Такая горячая встреча поджидала нас в самом начале маршрута. 20 дул автоматов было направлено на наши яркие командные оранжевые футболки, на которых обмениваются рукопожатием российский и китайский флаги. Здесь нас могли повернуть назад без всяких объяснений, просто потому что «НЕЛЬЗЯ», а мы бы даже и пикнуть не сумели, даже просто потому, что не знаем китайский язык. Когда к нам направился старший этого блок поста, с маленьким автоматом наперевес и в сопровождении двух других автоматчиков, которые непрерывно держали нас на прицеле, я оглядел лица всех этих китайских солдат – на них не было никаких эмоций, это были роботы, которые управлялись кнопкой. Только на лицах двоих из них я увидел какой-то живой интерес: ведь мы были чрезвычайно необычными путниками для этой Кунь-Луньской глуши. Я вышел навстречу этому начальнику и с важным видом (нельзя позорить отечество) начал разворачивать наше сопроводительное письмо, с печатями многих организаций (Пермский госуниверситет, Пермский спорткомитет, Русское географическое общество, Пермское общество дружбы с Китаем), который перевела на китайский моя хорошая знакомая Александра Худякова, изучающая этот трудный язык. Огромное ей спасибо, именно это письмо и спасло экспедицию. С серьезным видом военные проштудировали это письмо, проверили наши паспорта и выпустили на маршрут.

 

   Отсутствие спутниковой связи

 

   В 2002 году я приобрел спутниковый телефон, и с тех пор беру его во все свои путешествия. А поскольку наша команда называется «Полюс Недоступности», то, оправдывая это название, мы регулярно посещаем таковые, которых немало еще осталось на нашей планете. И всегда из любой точки мира я мог дозвониться домой практически ежедневно. Впервые в этом путешествии это было невозможно. Китайские власти, для того, чтобы в мире никто не узнал, что творится на территории СУАРа, попросту взяли и полностью отключили Интернет и телефон. И чтобы не случилось, дозвониться будет невозможно. Причем когда мы выезжали из Китая, уже в октябре, телефон и Интернет до сих пор еще не были подключены. Мы как всегда надеялись на спутниковую связь и думали, что сумеем дозвониться домой через спутники. Но не тут то было – китайцы умудряются глушить даже спутниковую связь. Это очень осложнило нашу и без того серьезную и опасную экспедицию, ведь в случае чего, мы бы не смогли позвонить и попросить о помощи. Только три раза за все время путешествия, мы чудом сумели поймать российского провайдера спутниковой связи – Глобалтел (домашнюю сеть) и позвонить домой без роуминга, сообщив, что мы живы, здоровы, и что вряд ли еще сумеем дозвониться, хотя пытаемся это делать ежедневно до 10 раз в сутки.

 

   Велосипеды

 

   Мы использовали специально подготовленные для этой экспедиции горные велосипеды «Форвард». Для них постоянно были чрезвычайно тяжелые испытания, которые они с честью выдержали:


   1. Огромный груз – вначале экспедиции наши рюкзаки весили до 60 кг, плюс еще вес самого велосипедиста, который в нашей команде составлял от 72 до 90 кг.


   2. Резкие колебания температур – от -20 до +20 градусов в течении одних суток.


   3. Огромные пространства  грязи: солончаковые болота, зыбучие пески, глубокий лёсс и т.д. – тем не менее, было всего несколько случаев, когда колеса полностью забивались грязью и не могли крутиться. Особенно тяжело велосипедам приходилось, когда после грязевых ванн температура воздуха резко понижалась ниже нуля, и вся эта грязь покрывала в момент застывала, покрывая велосипед прочным панцирем.


   4. Многочисленные длительные переправы через горные реки ледникового питания – то есть вода в них больше всего напоминает цементный раствор. Это одно из самых тяжелых испытаний, когда вода проникает в движущиеся детали и начинают съедаться все подшипники. В предыдущих экспедициях, когда мы ездили не на «форвардах», после первой же подобной переправы начинались серьезные поломки, во избежание чего приходилось после грязевого купания искать чистую воду и промывать велосипед. В последней экспедиции ничего подобного не происходило, хотя количество переправ было намного больше, чем во всех предыдущих путешествиях вместе взятых.


   5. Огромное расстояние по бездорожью или чрезвычайно плохим дорогам – 1500 км.
В результате путешествия все велосипеды были на ходу, к Финишу в городе Голмуде все доехали своим ходом, причем иной раз развивая скорость до 50 км в час. И сейчас эти велосипеды вполне исправны и на них еще можно путешествовать.
Велосипеды позволяли нам, несмотря на все препятствия, тяжелый груз и большую высоту над уровнем моря, преодолевать от 30 до 40 км в сутки. Максимальное дневное расстояние пройденное нами - около 150 км. В подобных местах, ни пешком, и на другом транспортном средстве путешествовать почти невозможно: из-за отсутствия заправочных станции, болот, зыбучих песков и огромной абсолютной высоты над уровнем моря.


   Можно только, как Пржевальский и его последователи, путешествовать здесь с помощью каравана состоящего из верблюдов и лошадей. Но для того, чтобы преодолеть подобный маршрут понадобится намного больше времени, и других различных проблем.

 

   Особенности экспедиции

 

   1. Главная особенность – это то, что впервые в истории велосипед был использован как средство достижения самых труднодоступных уголков нашей планеты для целей восхождения на вершины высотой около 7000 м. Обычно велосипед подразумевает наличие дороги, цивилизации, населенных пунктов на маршруте путешествия, а ни в коем случае не как средство достижения «Полюсов Недоступности» Земли.
   2. Кроме большого количество снаряжения, продуктов на 40 дней автономного пути, у участников были еще полные комплекты альпинистского снаряжения, для исследования горных узлов Улуг-Музтага и Шапки Мономаха. Из-за этого стартовый вес рюкзаков составлял до 60 кг на каждого участника. В этот вес входил также запас пресной воды по 5-6 литров на каждого.


   3. Большая высота над уровнем моря. Большая часть маршрута проходило на высоте около 5000 м над уровнем моря. Максимальная высота, на которую поднялись участники экспедиции – 6200 м. Естественно это сильно осложняло и без того крайне тяжелые условия путешествия – на такой высоте количество кислорода на 30-40% меньше, чем на уровне моря.


   4. Резкие колебания температуры воздуха. Вначале маршрута температура достигала 35-40  градусов в тени жары, пока мы не поднялись на высоту более 4000 м, а в середине маршрута температура опускалась до -20 градусов, на высотах более 5000 м.
Большую часть времени путешествия были также и огромные суточные колебания температуры воздуха – даже от -20 ночью до +20 днем.


   5. Большая часть экспедиции проходила без дорог, что вообще нехарактерно для велосипедного туризма. Очень часто встречались солончаковые болота, грязевые потоки и даже зыбучие пески, которые если оставаться на месте медленно, но верно могут засосать велосипед вместе с рюкзаком.


   6. Огромное количество сложных переправ, когда из-за обильных снегопадов вода в реках сильно поднялась. Приходилось до полутора часов (р. Аччиккельнингол) находиться в ледяной воде, переходя через множество рукавов реки. Переправы часто были на грани возможного – велосипед почти полностью скрывало водой и могло течением сбить с ног. Приходилось перетаскивать через наиболее сложные места каждый велосипед вдвоем.
Более простые реки пытались переезжать на велосипеде предварительно разогнавшись, что чаще всего получалось.


   7. Во время прошлого Тибетского путешествия, когда мы его пересекали с севера на юг, мы думали, что была плохая погода. Мы ошиблись – она была хорошая. Плохая погода была нынче. Почти каждый вечер нас засыпало снегом на глубину 10-30 см, который к обеду следующего дня таял, превращая поверхность Тибета в болото, что также сильно затрудняло передвижение, как и толстый слой снега. К вечеру снова выпадал снег, ночью облака расходились, и становилось очень холодно. И так повторялось очень часто, иногда изо дня в день.


   8. Огромное количество диких непуганых животных: диких яков (единственное место на Земле, где они встречаются в диком виде), куланов киангов, антилоп оронго и ада, тибетских медведей, волков, лисиц и всяческих грызунов и птиц. Видели многократно следы снежного барса. Остальных зверей, особенно копытных встречали повсеместно и в больших количествах.

 

   Самые интересные и опасные моменты

 

   1. Столкновения с дикими яками. Обычно они никогда не нападают на человека, а трусливо убегают, причем даже крупные самцы. Я раньше их встречал неоднократно и они всегда разбегались, поэтому у нас даже мыслей не было, что они могут представлять какую-то опасность.


   Впервые их описывал еще Пржевальский, во время своей первой центральноазиатской экспедиции, когда он вышел на просторы Тибета и был поражен огромным количество непуганых животных: «Это великолепное животное поражает своей громадностью и высотой. Старый самец достигает более 3 метров длины без хвоста. Вес яка приблизительно от 500-600 кг. Голова яка украшена огромными рогами, длиной до 80 см…  Охота на яка насколько заманчива, насколько и опасна. Раненый зверь, особенно старый самец, часто бросается на охотника. И тем страшнее становится это животное, что нельзя рассчитывать убить его наверное даже при самом полном искусстве и хладнокровии стрелка. Пуля из превосходного штуцера не пробивает кости черепа, если только не попадет прямо в мозг, количество которого ничтожно по сравнению по сравнению с громадной головой. Выстрел, направленный в туловище зверя, только в самом редком случае может убить его наповал. Понятно, что при таких условиях невозможно рассчитывать на верный выстрел, хотя бы даже в упор, и поэтому нельзя ручаться за благоприятный исход борьбы с гигантом тибетских пустынь. Стрелка выручают только глупость и нерешительность зверя, который чувствует, несмотря на свою свирепость, непреодолимый страх перед смелым человеком. Но будь як немного поумнее, он был бы для охотника страшнее тигра…».


   Дело было вот как: однажды утром я ехал на велосипеде впереди остальной группы метров на 300. ехал медленно, из-за сложной дороги. Слева от меня примерно в 100 м стоял огромный черный дикий як и явно наблюдал за моим движеним. Я повернул немного влево и як продолжал за мной наблюдать, потом пошел в мою сторону, а потом побежал с огромной скорость прыжками по 4м (я потом измерил расстояния между его копытами). Вначале я подумал, что он проскочит мимо меня сзади или спереди на расстоянии метров 30-ти. Так раньше случалось неоднократно. Через несколько секунд, я понял, что як несется точно на меня, он уже нагнул голову, выставил вперед рога и приготовился атаковать. Я сразу представил что может случиться, если в меня врежется рогами эта огромная туша весом в 500 кг, несущаяся с гигантской скоростью. Дальше все произошло за 1 секунду, но как это было я опишу подробно. Я сразу вспомнил, я ветеринар по своей первой специальности, и умею обращаться с крупным рогатым скотом, которого никогда не боялся. Дальше я подумал, что бояться нельзя, потому что при страхе выделяется адреналин – гормон страха с очень едким запахом, который люди не ощущают, а все животные чувствуют свободно. Адреналин выделяют все жертвы, когда на них нападают хищники, и этим запахом их только еще более раззадоривая. При этом все нападающие сами выделяют другой гормон – норадреналин, который также чувствуют жертвы, он их только еще больше пугает, они впадают в панику и это сколько-то сковывает их самооборону. Поэтому в самый последний момент, когда зверь был уже буквально в нескольких метрах от меня я представил себя львом, нападающим на зебру в саванне, резко выделил норадреналин и сам первым набросился на яка, что громко рыча. В этот момент, буквально уже в 3 метрах от меня, як который несся на огромной скорости, в последний момент вдруг резко сделал прыжок в бок, поджал хвост и пулей пронесся мимо меня. Таким образом, я как бы нанес ему энергетический удар – другого выхода у меня не было.


   После этого случая мы стали опасаться яков, и вести себя осторожнее. Старались сильно не растягиваться во время движения. Еще не раз случались конфликты с этими гигантами, иной раз они не давали нам пройти над каньоном реки, но таких открытых нападений больше не было.


   2. Встречи с тибетскими медведями. Этот вид животных очень редкий, его очень трудно увидеть и любая встреча с ним считается большой удачей для исследователей. Естественно, он как и дикие яки, куланы и антилопы занесен в красную книгу.
Тибетского медведя, который ростом меньше нашего бурого и имеет более серый окрас, нам посчастливилось встретить целых три раза. Вторая встреча была анекдотически смешная: мы ночевали на высоте около 5000 м, в холмистой местности, где множество маленьких ручьев разделены  невысокими холмами. Ночью нас как обычно завалило снегом глубиной более 10 см. Утром от палатки, которая стояла на одном ручье, я пошел в туалет, естественно за перегиб, на другой ручей. Там я присел и начал тужиться, у меня что-то не очень получалось… В этот момент из-за противоположного перегиба выскакивает медведь… и тут у меня все получилось. Медведь увидел меня, присел, как человек и у него тоже все получилось. Так мы посидели друг напротив друга несколько секунд, после чего резво побежали в противоположные стороны.


   3. Встречи с НЛО. Их мы видели тоже 3 раза. Недаром Тибет славится всякими странными вещами подобного рода. НЛО я видел и раньше на Северном Урале – серебряный светящийся, но не освещающий, шар, летящий над лесом.


   В этом путешествии запомнилась особо вторая встреча, когда возникло подобие контакта с этим непонятным объектом. Дело было так: вечером мы ехали по дороге, это уже в конце маршрута, в поисках воды. Все речки которые мы встречали оказались пересохшими. Но я точно знал, что справа от нас в нескольких километрах течет большая река с чистой пресной водой. Вместе с Игорем Пономаревым мы ехали впереди остальных. Остановившись для ночлега, я решил одному идти с пустыми бутылками за водой, а Игорь должен был встречать наших и устанавливать лагерь. Я занес координаты будущего лагеря в спутниковый навигатор, взял налобный фонарик и рацию и пошел за водой. Уже совсем стемнело и на небе проявилось множество звезд. Пройдя около 1 км, что-то заставило меня оглянуться назад. Там из-за гребня горы в этот момент вылетела огромная звезда и плавно полетела по небу в мою сторону. Она иногда останавливалась, потом снова продолжала двигаться с разной скоростью. В какой-то момент она снова зависла, а потом без остановки полетела прямо на меня. Я стоял и смотрел на нее как завороженный, не видя вокруг ничего другого. Я перестал видеть ночной Тибет, с огромными горами на заднем плане, с широкой долиной реки Тулагт-Ар-Гол, где множество троп диких животных и везде забросаны их кости. Я видел только серебряную сверкающую плазму в этой огромной звезде, которая переливалась иногда разными оттенками. Вскоре я почувствовал, что от меня с сторону звезды начинает устремляться какой-то поток, который постоянно усиливается, а звезда как бы втягивает меня в себя, при этом я точно знал, что остаюсь на своем месте. Этот поток усилился и я понял, что еще немного и могут произойти какие-то необратимые изменения. Я решил, это для меня еще рановато и мысленно скомандовал: «Нет, не надо, не сейчас». В следующее мгновение я услышал у се6я в голове чужую мысль: «Ну не хочешь, как хочешь». После этого я внезапно увидел все окружающее пространство – ночной Тибет, и прямо перед собой уже просто огромную звезду. Она повисела еще немного, а потом полетела дальше. Я продолжил движение снова в сторону реки, со своим мешком из-под сахара с пустыми пластиковыми бутылками. Идти было как-то неспокойно – везде разбросаны кости диких животных, натоптаны их тропы и постоянно то слева, то справа, раздаются какие-то странные звуки. Я знал, что темнота может укрывать и волков и диких яков и других животных, которые могут представлять опасность. Я снова посмотрел вверх, и опять увидел ту же самую звезду, которая летела почти прямо надо мной, немного левее, и как бы сопровождала меня. Увидев ее мне стало как-то спокойнее: я здесь не один, меня сопровождают какие-то непонятные существа, но, по всей видимости, доброжелатели. Так мы двигались вместе в течение 15 минут, после чего она полетела дальше и в один момент исчезла.


   Когда я вернулся в лагерь, ребята первым делом меня спросили, видел ли я НЛО, в ответ я сам их спросил: «Вы тоже с ними общались?», на это они страшно заинтересовались, и попросили рассказать с этого момента поподробнее. Они тоже видели эту огромную звезду, которая летела по странной траектории и зависала на некоторое время. Только они не знали в тот момент, что она зависала как раз надо мной.


   4. Пещеры 1000 будд: После завершения активной части маршрута, мы посетили пещеру 1000 будд, около города Дуньхуан. Это древний огромный пещерный монастырь, которому уже примерно 1700 лет. В нем в отдельных пещерах сохранились гигантские статуи Будды в сидячем или лежачем положении, высотой более 30 м.


   В этих пещерах мы сделали интересное историческое наблюдение: на некоторых фресках и на руке у одной из статуй Будды написаны русские фамилии русскими буквами, на конце которых красуется буква «ять»: «Амзанов» и вроде бы «Иринчинов», но точно разобрать сложно. Это фамилии казаков, которые участвовали в экспедициях Пржевальского. Поднимая исторические материалы я выяснил, что во время одной из экспедиций (третья) он посещали эти пещеры, которые в то время были дикими и пустынными. Китайские реставраторы почему-то эти надписи не удалили, возможно, приняли их за более древние. К сожалению, сейчас там фотографировать запрещено, и я не сумел это запечатлеть. В 1922 году туда была организована русская экспедиция, но среди ее участников не было таких фамилий. По всей видимости этот грубоватый след сквозь века оставили именно казаки Пржевальского.

 

 Фото

 Фото

 Фото



назад

 

Меню

 С чего начать?

 Новости

 Дисконтные карты

 Благодарности

 Гимн велосипедистов



Мобильное приложение Velo.Perm.ru
создано на Appsmakerstore:

Appsmakerstore

Новости Перми и Пермского края

ФОБОС: погода в г. Пермь
График температуры

Velo.Perm.ru


    Экстремальный портал VVV.RU  

 

© Велосипедисты Перми, 2006—2018
Разработка Сайт-мастер