Велосипедисты Перми Главная страница Написать письмо Карта сайта
Мероприятия Отчеты Маршруты Форум Люди Статьи и обзоры Магазины О сайте
reading
Поиск:  
 

08.02.2009

Классификация велосипедов

   Сегодня, зайдя в специализированный спортивный магазин, вы можете удивиться многообразию велосипедов, которые там увидите. Вам может показаться, что различий в той или иной модели не так уж много, но на самом деле понадобится не мало времени, чтобы перечислить их все. Современных видов велосипедов множество и зачастую грань между ними размыта, классифицировать их можно по-разному, но наиболее наглядно это можно сделать, рассмотрев их по типу подвески и области применения…

Rigid   Rigit

   Это полностью жесткая конструкция велосипеда – без подвески. Она позволяет передать максимум энергии от педалирования на заднее колесо. Чаще всего ригиды - это шоссейные велосипеды, циклокроссы, BMX. Отсутствие амортизаторов делает велосипед более неприхотливым, более легким и, конечно, более дешевым. К недостаткам можно отнести то, что велосипедист чувствует каждую кочку гораздо сильней, чем на велосипеде с подвеской, да и на сам велосипед приходится большая нагрузка.
 
Hardtail   Hardtail

   Велосипед с амортизационной вилкой. Наиболее часто эта конструкция встречается у горных велосипедов. В сравнении с ригидом хардтейл передаёт немного меньше энергии при педалировании. Но у некоторых вилок есть функция блокировки, заметно уменьшающая эту разницу в энергии, блокировку используют на затяжных подъёмах или просто на дорогах с хорошим покрытием. Амортизация дает хорошее сцепление на пересеченной местности и повышает комфорт при езде, но при этом вес велосипеда несколько увеличивается. За амортизационной вилкой необходим уход.
 
Softtail   Softtail

   Его отличие от хардтейла – это особая конструкция задних перьев рамы. Она позволяет им немного гнуться, что смягчает удары, а, следовательно, – повышает комфорт. Заднее колесо начинает немного «играть», следуя рельефу и сохраняя с грунтом постоянный контакт. При этом усилие от педалирования передается ничуть не хуже, чем на хардтейле.
   Велосипеды с малым ходом заднего амортизатора, который обычно устанавливается на верхние перья, также называются софттейлами. Конечно, при приземлении подобные конструкции не помогают, но они будут отличным вариантом на пересеченной местности.
 
Full-suspension   Full-suspension

   Иначе, просто двухподвес. Велосипед с амортизационной вилкой и системой амортизации заднего колеса. Такую подвеску устанавливают только на горные велосипеды. Конструкции заднего амортизатора могут быть различными, они зависят от назначения велосипеда и действуют по-разному. Достоинство двухподвесов – максимальный комфорт и сцепление покрышек с землей при любых условиях. Нагрузка на узлы велосипеда заметно уменьшается, но с ней уменьшается и энергия, передаваемая от педалирования. Высокий вес и цена на велосипеды с полной подвеской делает их менее привлекательными для любителей неагрессивной езды.
 
 
 
City bike   Городской велосипед (city bike)

   Городской велосипед, как следует из названия, предназначен для передвижения по городу. На нем не следует ездить по грязи и бездорожью и тогда он не потребует частого обслуживания. Городские велосипеды бывают с закрытой (мужской) и открытой (женской) рамой, чаще всего рамы выполнены из стали. У большинства велосипедов жесткая вилка, хотя иногда встречается и амортизационная. Диаметр колеса городского велосипеда 28 дюймов или 711,2 мм, шины средней (1,5-1,9 дюймов) ширины с мелким рисунком протектора для лучшего наката. В заводской комплектации практически всегда он оборудован крыльями, багажником, защитой от попадания штанины в цепь, подножкой. Дополнительно на него можно установить держатель для бачка, фары, корзину, зеркала заднего вида.
   Раньше часто встречались городские велосипеды, имеющие всего одну скорость, современные же оборудуются либо задним переключателем, либо планетарными втулками, позволяющими переключать передачи, стоя на месте, в городских условиях это очень актуально.
   Посадка на городском велосипеде высокая, вследствие чего нагрузка на руки почти отсутствует. Кроме того, комфортность езды повышают амортизаторы, интегрированные в седло, либо в подседельный штырь. Но, конечно, весь этот комфорт проявляется только тогда, когда вы едете по асфальтированной дороге. Транспортировка такого велосипеда на себе, сравни подвигу – он довольно тяжелый.
 
   Горный велосипед (mountain bike)

   Наиболее популярным типом велосипеда на сегодняшний день является горный велосипед. Эту популярность он заслужил своей универсальностью и выносливостью. Существует множество разновидностей горных велосипедов, начиная от велосипедов all-terrain bike, это бюджетные горные велосипеды, на которых можно передвигаться по дорогам любого качества, и заканчивая велосипедами для скоростного спуска с гор (downhill), подобные «монстры» могут выдержать немыслимые для остальных велосипедов нагрузки.
   Отличительной особенностью практически всех горных велосипедов является диаметр колес, он составляет 26 дюймов (660,4 мм), хотя встречаются и 24 дюймовые, и даже 29. Ширина покрышек от 1,9 до 3 дюймов и крупный рисунок протектора увеличивают сцепление на бездорожье. Рамы с низкой и средней посадкой часть веса передают на руки, такая геометрия отлично подходит для агрессивной езды. На горных велосипедах встречаются все четыре типа амортизации и практически на всех велосипедах не начального уровня устанавливаются дисковые тормоза. Также, их отличительной чертой является плоский, а иногда и абсолютно прямой руль, такая форма улучшает возможности маневрирования. Возможна установка дополнительного оборудования: крыльев, держателя для бачка, фонарей и т.п.
 
ATB   ATB (all-terrain bike)

   Эти велосипеды предназначены для езды по любым дорогам, а также легкому бездорожью. Чаще всего это хардтейлы с невысокой посадкой, которая не будет чрезмерно нагружать руки. Вместо внедорожных покрышек некоторые производители устанавливают на них полуслики. Количество передач от 18 до 24. Тормоза в большинстве случаев ободные, т.к. их эффективности вполне хватает для не слишком жестких условий, кроме того они просты в обслуживании и недороги, как и сами велосипеды этого типа. Хороший выбор для тех, кто предпочитает неагрессивную езду, любит покататься по дорогам не лучшего качества или для начинающих.
 
XC   XC (cross-country) / Enduro

   Кросс-кантри велосипеды это одна из самых популярных групп велосипедов. Их назначение – мчаться по бездорожью. Геометрия рамы в совокупности с легкими и надежными компонентами дают такую возможность. Встречаются хардтейлы, софттейлы и даже короткоходовые двухподвесы.
   Enduro несколько «суровее». Такой велосипед позволит вам преодолеть любой подъем в гору и не подведет во время спуска, ну и, конечно, любая пересеченная местность не является для него проблемой. Ход подвески у них чуть больше, чем у кросс-кантрийных велосипедов.
   И те, и другие, чаще всего оборудованы дисковыми тормозами, а «серьезные» 1,9-2,3 дюймовые покрышки удержат практически на любой поверхности. Среди всех горных велосипедов у них самое большое кол-во передач, от 21 до 27. Простые модели хорошо подойдут для новичка, особенно, если в планах частые поездки за город.
 
FR   FR (freeride)

   Фрирайдные велосипеды созданы для того, чтобы совладать с жестокой каменистой местностью, на которой можно запросто порвать покрышки или обрывом, на котором пробить вилку не проблема. Для таких целей лучше всего подойдет длинноходный двухподвес, хотя фрирайдные хардтейлы тоже не исключение.
   Особенностью таких велосипедов, как и следующих в списке, является появление двухкоронной вилки, главное её преимущество – высокая прочность. Кататься в стиле «фрирайд» необходимо в шлеме и защите, иначе есть риск на всю жизнь остаться инвалидом.
 
DH   DH (downhill)

   Эти велосипеды предназначены для скоростного спуска по специально подготовленным трассам, включающим в себя не только скоростные, но и технические участки, обрывы и трамплины. Помимо внушительной и невероятно прочной рамы эти велосипеды обладают передней и задней подвеской с ходом от 7 дюймов (или 180 мм), самыми мощными тормозами и колесами, на которых невозможно поставить «восьмерку». На такие колеса устанавливают очень прочную резину шириной от 2,5 до 3 дюймов. Ведущая звезда всего одна, реже две, что делает подъём в гору довольно проблематичным. Для того чтобы держаться на спуске на таком «монстре» необходима хорошая подготовка. Да, и весит он немало, около двух десятков килограмм.
 
Street-Dirt   Street / Dirt

   Улицы города и земляные трамплины - вот среда обитания этих велосипедов. Но их используют не как средство передвижения, а для выполнения различных трюков. Рама низкая, посадка, соответственно, тоже, седло служит лишь для кратковременных передышек.
   На стритовые велосипеды устанавливается минимальное количество компонентов, только все самое необходимое. Часто у них всего одна скорость. Популярность остается за хардтейлами. Редко, но все же, некоторые новички начинают кататься на велосипедах именно этого типа.
 
Trial   Trial

   Триал – это преодоление препятствий. Конструкция велосипедов для триала может сильно удивить, но еще больше может удивить то, что позволяют делать и куда могут забраться такие велосипеды. Маленькая, очень низкая и жесткая рама, часто даже без седла, это первое, что бросается в глаза. Но у него еще много особенностей: всего одна передача, поскольку в большем количестве нет необходимости; гидравлические тормоза, ободные или дисковые, обеспечивают необходимую мгновенную остановку; 20–26 дюймовые колеса, оснащенные очень прочными ободами. Все изменения направлены на максимальное снижение веса и увеличение прочности. Передвигаться по городу на триальном велосипеде крайне неудобно, но это от него и не требуется, он предназначен только для любителей экстрима.
 
Road   Шоссейный велосипед (road bike)

   Быстрая езда по шоссе - вот предназначение этих велосипедов. Первое, что попадает на глаза, при виде этого велосипеда – это его нисходящий руль - «бараньи рога». Рамы высокие, но короткие. Использование композитных материалов не является для них редкостью, т.к. вес, а эти материалы значительно легче алюминия или титана, играет большую роль.
   На шоссейники устанавливают жесткие вилки, поскольку они не поглощают энергию от педалирования, да и необходимости в амортизации на шоссе нет. Тормоза исключительно ободные – они самые легкие. Диаметр колес 28 дюймов, покрышки очень узкие и в редком случае их ширина достигает 1,6 дюйма (около 40 мм). Количество передач варьируется от 16 до 30. В них каждая деталь оптимизирована под повышение скоростных характеристик. Низкая посадка, крайне неудобная для неспешной езды, невысокая по сравнению с горным велосипедом прочность конструкции и узкие шины ограничивают возможность ездить вне асфальтированных дорог. Для езды на таком велосипеде необходимо быть хорошо подготовленным, начинать с него не стоит.
 
Cyclo_x   Циклокросс (cyclo x)

   Велосипед предназначен для одноименных гонок, а также, на нем можно очень быстро передвигаться по шоссе и даже держаться на пересеченной местности. Рама менее растянута, чем у шоссейного велосипеда, посадка чуть повыше. На них устанавливают 28 дюймовые колеса, универсальную кроссовую резину, шире, чем на шоссейниках, но заметно уже, чем на горных велосипедах. Вилка жесткая, хотя иногда встречается и амортизационная, с коротким ходом. Руль может быть как шоссейный, так и прямой. Тормоза ободные, либо дисковые, в общем - настоящий гибрид. Циклокросс может подойти и новичку, но использовать его желательно только во время летнего сезона.
 
   Туристический велосипед (touring bike)

   Понятие туристического велосипеда довольно размыто, при желании в него можно превратить и горный велосипед, и циклокросс. Если описывать велосипед наиболее пригодный для туризма, то получится следующее. Рама с невысокой посадкой не напрягающая руки. Жесткая или амортизационная короткоходовая вилка. Очень удобное для неспешной и длительной езды седло. Диаметр колес 26-28 дюймов, покрышки с хорошим накатом – слики или полуслики. В целом туристический велосипед должен быть легким, все компоненты высоко износоустойчивыми. Если вы умеете держать равновесие, все что вам еще нужно для того, чтобы отправиться в своё первое путешествие, это знать основы велоремонта.
 
BMX   BMX

   Это велосипед для экстремалов, на нём выполняют трюки, коих великое множество. BMX сложно перепутать с другими велосипедами. Одними из основных отличий являются 20 дюймовые (508 мм) колеса и пеги – трубки, прикрученные по бокам колес, они предназначены для скольжения по перилам или высоким бордюрам. Рамы у BMX довольно низкие и очень прочные, а руль выгнут вверх. Все компоненты в совокупности делают этот велосипед практически неубиваемым, что от него и требуется. В отличие от триального велосипеда, на нем даже можно передвигаться по городу.
 
Child   Детские велосипеды

   Велосипеды для детей спроектированы с учетом анатомии ребенка. В остальном, от велосипедов для взрослых они отличаются лишь размерами и уровнем навесного оборудования. Диаметр колес составляет от 12 до 20 дюймов. Существуют двухколесные детские велосипеды, трехколесные и с боковыми колесиками. Они всегда имеют яркую окраску и различные дополнительные аксессуары уже в стандартной комплектации, такие как защита от попадания штанины в цепь, багажник, крылья, гудок, фонарики. Высокая посадка обеспечивает ребенку удобную езду. Выбирают детские велосипеды в основном «по вкусу и цвету», главное, чтобы он не был слишком тяжелым для ребенка.
 
Trek   Трековые велосипеды

   Они предназначены для гонок на треке и только на нём. Многое из того, что можно увидеть на большинстве видов велосипедов у них отсутствует. У них всего одна скорость, следовательно, нет механизма переключения скоростей, у них нет тормозов, остановится на нем, можно лишь сделав несколько кругов по треку с постепенным замедлением. При вращении педалей вперед велосипед едет вперед, при вращении назад – назад. Высокую скорость позволяют развить большие колеса, диаметром 27, 28 дюймов. В большинстве моделей переднее и заднее колесо имеют разный диаметр. Руль изогнут – «бараньи рога», но может применяться и прямой руль. На педалях используются ремешки, и во время езды нога пристёгивается к педали, причем таким образом, что становится невозможным освободиться простым движением ноги. Трековые велосипеды самые легкие из всех типов велосипедов. Предназначены они исключительно для спортсменов.
 
Tandem   Тандем

   Тандем – это велосипед, на котором могут ехать сразу два человека и более того, каждый из них может крутить педали (существуют модели для трех и более человек). Тандемы очень мало распространены, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, среди них выделяют три разновидности: тандем для шоссе, горный тандем и тандем-гибрид. В зависимости от разновидности, тандему свойственны черты соответствующего одноместного велосипеда.
 

   Выбор остается за вами, самое главное – четко определиться, в каком стиле и где вы собираетесь кататься. Если велосипед выступает в качестве подарка, лучше выбирать его вместе с тем человеком, которому вы хотите его подарить. Хорошим сюрпризом может быть подарок тандема на свадьбу. В остальном вам могут помочь другие наши статьи или советы на форуме.


Cтатью подготовил Егор Волков (Егорkо)  
© Velo.Perm.ru  


назад

 

Меню

 Спорт и здоровье

 Культура велосипедистов

 Стили и техника езды

 Обслуживание велосипеда

 Железо, мастерская

 Экипировка

 Творчество

 СМИ

 Опросы



Мобильное приложение Velo.Perm.ru
создано на Appsmakerstore:

Appsmakerstore

Новости Перми и Пермского края

ФОБОС: погода в г. Пермь
График температуры

Velo.Perm.ru


    Экстремальный портал VVV.RU  

 

© Велосипедисты Перми, 2006—2018
Разработка Сайт-мастер