Велосипедисты Перми Главная страница Написать письмо Карта сайта
Мероприятия Отчеты Маршруты Форум Люди Статьи и обзоры Магазины О сайте
reports
Поиск:  
 

04.08.2007

04-14.08.2007 Половодово - Карпинск

Бабиновская дорога - 2007

 

Цели:
- организация и прохождение веломаршрута, максимально близко к пролеганию Бабиновской дороги;
- восхождение на вершины Северного Урала: Конжаковский камень (1569м.), Серебрянский камень (1305м.)

 

Время и место проведения:
4-14 августа 2007 г. Старт – дер. Половодово Соликамского района Пермского края, финиш – г.Карпинск Свердловской области.

 

Участники:
Щепетков Александр Владимирович, 1976 г.р.
Щепеткова Ирина Олеговна, 1978 г.р.
Ведерников Александр Павлович, 1979 г.р.

 

Основные пункты маршрута:
г.Соликамск, дер.Половодово, пос.Усть-Сурмог, дер.Верх-Яйва, дер.Шубина, пос.Чикман, пос.Верхняя Косьва, пос.Кытлым, г.Карпинск.

 

Оборудование:
1. Велосипеды:
- Forward 1120;
- Univega Alpina HT-510;
- Rock Machine Flash.
2. GPS-приемник Garmin GPSmap 60Сx
3. Велорюкзаки Мираж-80, заплечные рюкзаки Deuter Trans Alpine 25, Vaude 30+5

 

Предисловие:
   Мысль, которая потом приобрела очертания идеи, что было бы очень интересно пройти на велосипедах по Бабиновской дороге, родилась у нас почти сразу по их (велосипедов) приобретению. Не знаем точно откуда, собственно, сама эта идея появилась. Где-то, что-то, про саму дорогу слышали, читали. Да и географическое образование давало о себе знать. Знания эти были в нас и вышли на волю при обдумывании путей-дорог-направлений для грядущих велопутешествий. Но в течение нескольких лет эта идея откладывалась нами по разным объективным и субъективным причинам. Да и вплоть до самого старта всё было под угрозой отмены.


Историческая справка

   Бабиновская дорога – дорога от Соликамска до Верхотурья, была открыта в 1597 году. Освоение Сибири потребовало строительства нового, более короткого пути, так как старый проходил через Чердынь и был необыкновенно длинный (более двух тыс. верст).
Первопроходцем нового пути, который оказался в четыре раза короче прежнего, стал крестьянин села Верх-Усолка Артемий Сафронович Бабинов. Поэтому новую дорогу в народе прозвали Бабиновской. Бабиновская дорога проходила «сухим путём» через реки Усолку, Сурмог, Яйву, Косьву, посёлок Растес, деревню Павдинскую, реки Мостовую, Туру. Для работ было выделено "два целовальника" (то есть чиновника) "и с ними посошных людей 40 человек" (набранные в порядке повинности на временную службу). Два плюс сорок, да сам Бабинов. Такими невеликими силами всего за два года была построена дорога - совершен бросок через горы, болота, тайгу из одной части света в другую.
   Бабиновская дорога на двести лет стала единственным маршрутом, соединявшим Европу с Азией. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. Тысячи русских крестьян, заселявших Прикамье, прошли этим путем в поисках свободных, пригодных для жизни земель.
За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни А. Бабинов находился на государственной службе и следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его "вождем сибирской дороги".
   Известно, что после смерти Артемия Бабинова его земельные угодья переходили на правах личной собственности его потомкам, а сам Бабинов, по свидетельствам старожилов, был похоронен на старом кладбище села Верх-Яйва.
С открытием в 1763 году Сибирско-Московского тракта на Екатеринбург дорога утратила своё значение.

   Интернет был на удивление скуп на описание походов (и велосипедных в частности) по Бабиновской дороге. Единственный общеизвестный пример с http://www.veloturizm.nm.ru/index.htm на поверку оказался неточным. При всем большом уважении к участникам того похода, собственно Бабиновской дорогой они проехали 60 км, сделав при этом громкие выводы об ее «существовании и проезжаемости». Нам же было интересно пройти «Бабиновку» такой, какой она была 410 лет назад. Хотя бы попробовать это сделать. Итак, имея на руках некие разрозненные описания, карты, анализ космоснимков и вот такую схемку, мы, наконец, собрались в путь.

Увеличить

p.s.: Ввиду того, что само осуществление похода было под сомнением вплоть до последних дней, качественного анализа исторической литературы у нас не получилось.

 

День 1.  04.08.2007 «Дальше – только Коми»
г.Пермь - г.Соликамск - д.Поводово - п.Усть-Сурмог - урочище Сурмог

   Накануне до 3 часов ночи собирались. Взвешивали-промеряли продукты по граммам и калориям. Как ни старались, а стартовый вес рюкзаков на багажниках составил около 20 кг. За плечи повесили мелочь: карты, аптечку и т.п.

До Соликамска решили добираться на машине. Два байка водрузили на крышу, Univega Ирины уместилась в багажник. Стартовали в 8.30. Погода была оптимистично-солнечной. В Кунье небо нахмурилось, ближе к Соликамску пошел дождь, иногда переходящий в ливень. Все уснули - давали о себе знать погода и полубессонная ночь … Я за рулем и уши тёр, и головой ворочал, т.е. боролся со сном всеми доступными мне на ходу способами.

   Мы не могли проехать Соликамск мимо и остановились на месте, где собственно начинался Бабиновский тракт.

Увеличить

   На одном из соборов, в котором сейчас располагается Соликамский краеведческий музей, висит чугунная табличка: «На Соборной площади в 1597 году взяла свое начало Государева (Бабиновская) дорога, соединившая Центр России с Сибирью». Раз уж не очень мы жалуем асфальтовое покрытие, до Половодово решили добираться также на машине.
   Миновали древние села Городище и Половодово. На окраине последнего, сразу же как кончился асфальт, остановились и стали быстренько собираться. 

Увеличить

   К счастью, дождь к этому времени закончился, и стало проглядывать солнце. Наконец, прощание с машиной и сменным водителем и долгожданный старт по направлению к Усть-Сурмогу. Это был очень позитивный старт с манящей каменистой дорогой с обочинами из чистого желто-белого песка, убегающей в солнечный горизонт и сосновые леса. Вдоль дороги – бетонные столбы, традиционно со спиленными проводами. «Это потому, что в XXI веке предпочтение отдается связи беспроводной», - изрекает Саша.

   После водозабора «Сурмог» и таблички с указанием на нахождение в здешних местах памятника природы – Большого Вильвенского болота дорога превратилась в песочник. Ехать было нереально. К счастью, песочница эта оказалась короткой. И вот, эта живописная дорога, которая к тому же еще и сносного качества, упирается в мост и КПП со шлагбаумом. На вывесках – указание на «Воспроизводственный участок». На деле – колония-поселение Сурмог. О чем нам и поведал вежливый и доброжелательный, хоть и устрашающего внешнего вида зек, поднимая шлагбаум. Поинтересовался, куда и зачем едем. На наш рассказ поведал: «Это, значит, поселение, и мы тут поселенцы. А дорог дальше нет. Там, значит, дальше это… Коми». Хм, по доброй воле в колонию приехали…

   Поселение, на самом деле, похоже на все полузаброшенные деревни и поселки, которые часто можно встретить в местах прежних активных лесоразработок. Много пустующих домов и разрушенных построек хозяйственного назначения. Видимо, для того, чтобы подчеркнуть убогость бытия, на улице стоит новенький спутниковый таксофон «Уралсвязьинформ». Хотя, может просто позвонить – для кого-то уже счастье…


Увеличить      Увеличить

   Еще один праздношатающийся персонаж (по виду весьма местный) на наш вопрос о дальнейших дорогах посоветовал нам «узнать у местных». Пришлось поплотнее свериться с «шаманской коробочкой». GPS то есть. Прибор и вывел нас через поле на просеку, к нужному нам направлению. Как и следовало ожидать, дорога испортилась.

Увеличить

    В окружении деревьев старая разбитая тракторная колея толком не просыхает. Но практически везде мы умудрялись проехать. По пути нам достаточно часто попадались лошадиные следы. Наконец, нам навстречу выскочила кобыла, на которой восседал мужичок в пиджаке и с сумкой (вернее, с очень модной моделью КОБЫЛОрюкзака, сделанная из мешка из-под сахара). Спросили у аборигена, куда идет эта дорога. Всадник удивленно ответил, что дорога идет на «Мосиху» и умчался далее. Этого места (деревни, реки, болота) ни на одной карте мы не обнаружили. Всадник-фантом из ниоткуда, ей богу…

   Дорога становилась всё более заболоченной, и нам приходилось чаще спешиваться и вести велосипеды. Кровососущие твари, населяющие болотистые места, напоминали о себе всё активнее. Долго ли, коротко ли, чавкая ногами по болотной жиже, по остаткам колеи в высокой траве добрели мы до речушки Большой Сурмог. Через саму речку лежит старый бревенчатый мост. Сделав небольшую разведку вперед, и не найдя там ничего кроме дороги в болоте, решено было заночевать прямо тут, на мосту, тем более здесь почти не было комаров и прочей живности. Время было уже вечернее, да и напряженный день сказывался - чувствовалась усталость. Как стало понятно позже, мы еще не знали, что такое усталость.

Увеличить

   "Доехал кто как смог…
     В урочище Сурмог"

Итог дня - 282,8 км, из них: на авто - 260, в седле - 12,8, пешком – 10.

 

День 2.  05.08.2007 «Всем выйти из Сурмога!»
урочище Сурмог-р.Малый Кырог-д.Старина-р.Ик

   Спали непозволительно долго. Вернее, честно поставили будильник на 7 утра. Зазвенел – выключили - перенесли время… Погода внушала оптимизм: солнце, ветра нет.

   Болото началось сразу. Сначала мы пытались обойти его по кромке колеи, потом плюнули и поперли напрямик. Жижа чавкает забавно. Разноцветная – черная; коричневая, с примесью глины; в каких-то радужных разводах… Но одинаково липкая и ужасно вонючая. Кое-где проложена стлань: где-то старая, бревенчатая, полугнилая, а где-то свежая, может с весны оставшаяся, из кустарника срубленная. Про то, чтобы педальки покрутить - нечего и думать. Так и бредем со средней скоростью 2 км/ч. Ладно бы просто так брести, а то на багажнике еще и по 20 кг сидит. Да и вампиры болотные расслабляться не дают.

Увеличить

   На более-менее сухих участках пытаемся ехать. Оказывается, сил это отнимает немало. Забраться на велосипед, привыкнуть к его развесовке на глиняной дороге, проехать метров 30 и снова идти пешком. Скорость при этом не возрастает ни на толику. Мне подумалось, случись какая поломка у механического транспортного средства (трактора, например) в таком болоте, то его придется тут и бросить. Так и есть. Вот он, чудо-трактор «Беларусь», стоит, уткнувшись мордой в лес (долго жить будет… в лесу). А вот место это, видимо, для техники неудачное. Саша, пытаясь ехать по сухому участку, рвет цепь. Во время ее ремонта я ломаю новую выжимку. Кое-как сделали, пошли дальше. Попалась пара строений. По виду зековские лесорубные избушки с провалившейся крышей и подобием печурки.

   На реке (если можно так назвать ручей шириной в полметра) Малый Кырог остановились, перекусили. Долго засиживаться не дают разнокалиберные москиты.  "Даже если и Малый Кырог, один хрен сюда нету дорог..."

Увеличить

   Просека расширяется и уходит на северо-восток. Забравшись на пригорок, пытаемся ехать. Тут Саша рвет цепь еще раз… и сломанная выжимка, как Брюс Уиллис «из последних сил», нас снова спасает. В дальнейшем, до конца похода, Саша едет только вниз и по прямой, стараясь в горки заходить пешком.

   И тут замечаем свежий след лапы медведя, который очень четко пропечатался в сырой глине. Стало немного не по себе. Хоть и говорят, что в августе медведи сытые, и что слышат и видят они хорошо и заметили нас раньше, чем мы их; все равно страх сочится в мысли… Еще и малинники огромные вокруг…

Увеличить

   Оказывается, купившись на широкую просеку, мы пропустили нужный отворот и отшагали лишних 2 км. Следующие 1,5 часа тратим на разведку. Так и есть; придется возвращаться. Немудрено, что отворот был пропущен: просека совсем заросла осокой и травой. Видна слабенькая тропа, но вряд ли по ней люди ходили последние лет пять. Что ж, если принято решение идти древней дорогой - идем по зарослям. Одно утешение: вокруг полно черники и малины. Нежданно-негаданно посреди тайги натыкаемся на следы присутствия человека. Сколько лет назад тут бросили эту лесовозную телегу – неизвестно. Видимо, так ей тут сгинуть и придется. Рядом: печка, какие-то бидоны, кастрюли, инструмент.

Увеличить

   Постоянно сверяясь с навигатором, выходим на открытое пространство, поросшее травой с человеческий рост. Плюнув на все, садимся в седла и едем, благо постоянно с горы. Это место на карте обозначено как нежилая деревня Старина. На картах даже кладбище нарисовано (тоже явно нежилое)… В реальности – большая поляна с высоченной травой. Скатившись с горы, перелазим через глубокий лог с ручейком. Перед нами – крутой подъем, зато с явной просекой. Если бы не ржавая железяка в кустах и еле заметные остатки колеи, я б подумал, что мы зря в эту гору лезем.

   С вершины холма за нами наблюдал медведь, прикинувшись сначала пнём, а затем исчезнувшим пнём. Вряд ли медведь понимал, что такое велосипед. Иначе тоже, как и мы, задался бы вопросом, какого хрена мы тащим их по бурелому.

   Дальше-больше. По карте - идем между двух горизонталей. В реальности – два огромных лога с массой поваленных деревьев. Кое-где даже просеки не видно. Подумалось мне, что в таких условиях можно реально возненавидеть велосипединг… Груженый велик, знаете ли, не очень приспособлен к перетаскиванию через валежник. Подумалось, что на данном участке Бабиновскую дорогу гораздо проще проходить на роликах – их легче тащить. Иногда, забивая на кусты и травы, пытаемся ехать. Вниз, разумеется. Получается недолго.

   По карте нам еще идти 2 километра. На самом деле просека круто спускается к реке Ик. Вода в реке холодная, берега крутые, с глинистыми обрывами. Чтобы долго не стоять, находим брод. В этом месте карта на GPS сильно «не бьет» с местностью.

Увеличить

   Завтрашний день предстоял быть трудным. По нашей карте все просеки и дороги заканчивались у реки. В GPS вообще все это дело было подписано как «парк». Короче, впереди - непонятки полные.

   Исходя из этого, тут же, в лесочке у реки и ночуем. Все еще под впечатлением от встречи с мишкой впервые готовим на костре. Сюрприз: пока прорывались по лесу, Ирина набрала шикарных грибов – белых и подберезовиков. Все это было потушено и пущено на закуску под 100 грамм, которые были очень кстати после такого нелегкого перехода.

Итог дня: пройдено 15,3 км.

 

День 3.  06.08.2007 «Конец географии»
р.Ик - с.Верх-Яйва - с.Шубина

   Ночью гремело и даже капало. Гремело, правда, гораздо больше, чем капало. Да и гремело странно - показалось, что длиннее, чем обычно… Облака на небе – праздник метеоролога. Самые разные – от низких слоистых до высотных. Всё это хозяйство передвигается по небу с разной скоростью.
Медвед за ночь не приходил (ну или мы не знали об этом)...

   От места нашей стоянки отходила малозаметная просека. Кроме как по ней, идти некуда. Трава сырущая, аж мрак… Мокрая со вчерашнего дня обувь мокнет заново. Ясно, что по этой просеке давно никто не ходил. Еще лет пять и будет здесь совсем непролазная тайга.

Увеличить

   Утро – продолжение вчерашнего дня победы велосипеда над человеком, а человека над здравым смыслом. В смысле, что велосипеды только ведем. О том, чтобы на них ехать не может быть и речи. Кровососы реально задолбали (тут я мог бы и сматериться для истинной передачи ощущений). Действуют посменно: то мелкий гнус и мошка, затем пауты и мухи, и при этом комары в постоянном режиме. И тут, на третий день, мы вспомнили, что везем накомарники с собой.

   Нам просто повезло. Просека, которой нет ни на одной карте, вышла на лесовозную дорогу (ну это по карте она дорога, а на самом деле – та же зарастающая просека), выходящую на грунтовку Камень-Сухая. Приличная грунтовка на вид. На радостях аж сплясали для видеоотчета.

   Чистим и смазываем велики, греем чай, переодеваемся в велоодежду. На самом деле – абсолютно зря, так как ехать верхом на велосипеде можно, как выясняется, лишь местами. После продолжительных дождей дорогу размесили лесовозы и трактора.

Увеличить

   Ориентируясь по навигатору, намечаем просеку, соединяющую эту дорогу с селом Верх-Яйва (опять же, дорогой это обозначено лишь на карте). И сразу же, капля за каплей, начинается ливень. Да такой, что как говорится, «света божьего не видно». Противно течет по спине холодный поток… И снова мы где-то едем, где-то ведем велосипеды. Не знаю, как других участников нашего похода, но меня реально бодрила мысль, что мы идем по той самой Бабиновской дороге. Не смотря на километры бездорожья, завалов, болот, разрушенных мостов…

   Сначала голубыми оградками справа в лесу появилось кладбище. Затем – все виднее и виднее становится и само село Верх-Яйва, игравшее в истории Бабиновской дороги важную роль. На горе, над селом, рядом с кладбищем, краеведами-энтузиастами в честь 400-летия дороги поставлен крест. Именно здесь долгое время обитал род Бабиновых. Именно здесь, по преданиям, похоронен сам Артемий Бабинов. Здесь им была заложена первая церковь, монастыри. Даже сто лет назад, по сведениям уральского географа Ивана Яковлевича Кривощекова, в Верх-Яйве были здания волостного правления, земельного училища, церковь, почтовая станция, пять лавок. Жилых домов в волости было за полторы сотни.

 Увеличить     Увеличить

   Сейчас – всё в великом запустении. Местных жителей осталось всего семь человек. Одна из них, чудесная женщина по имени Люда, перевезла нас на другой берег Яйвы на своей протекающей лодке. Деньги за это взяла с неохотой и большим удивлением.

Увеличить

   И тут мы впервые за два последние дня полноценно поехали. С непривычки скорость в 22 км/ч казалась просто космической. Через 4 км достигли отворота на деревню Шубина, где нас уже ждал местный житель Алексей Назукин. С 2004 года занимается он организацией и развитием туристической деятельности по Бабиновской дороге. На сегодняшний день на территории деревни Шубина обустроены база, баня, проводятся детские экологические лагеря.

   От отворота до хозяйства недалеко. Но дождь сделал глинистую дорогу для велосипеда непроезжаемой. Снова пешком, к этому не привыкать. Вечером посчитали, что отработали полноценный 12-часовой ходовой день…

   Разместили нас в мансарде бани. Главное для нас было тогда – это крыша над головой, и мансарда показалась почти как «пять звезд». После бани к нам зашел Алексей. Долго разговаривали о здешних краях, о БабинОвском тракте (так говорят все местные, с ударением на «О»). Выяснилось, что точное пролегание Бабиновки достоверно не известно, но оказывается, еще в начале 20 века местные мужики по зиме возили в Соликамск продукцию своих хозяйств. Много легенд и историй из жизни Бабиновской дороги узнали мы тогда. Удивлялись, как 40 человек за 2 года совершили такой титанический труд, ведь только одних мостов по дороге было более двухсот. Людские судьбы, войны, клады… В голове все уже перемешалось.

   И тут нас ждало интересное известие. Оказывается, что все три дня до этого мы шли не то чтобы не там…Выяснилось, что Бабиновка шла разными путями. Та, другая, вроде бы, шла несколько западнее и южнее. От Половодово – через деревню Ик напрямик на Верх-Яйву. По картам этот участок тоже виден, но также слабо прослеживается.
   Что же… Честно говоря, нам кажется, что состояние «другой» Бабиновки мало чем отличается от того бурелома, болот и троп, которыми мы прошли.

Итог дня: пройдено 25,5 км.

 

День 4.  07.08.2007 «Under the Bridge»
с.Шубина - с.Махнева - р.Талица

   Отсыпаемся после вчерашнего перехода. Реально хочется спать. Долго складываемся, завтракаем, снова спим, еще раз завтракаем…
   Стартуем около часа дня. Алексей с утра уехал в Яйву – лично поблагодарить не вышло. Женщина (кто она Алексею – неизвестно) отказалась от денег, сказав при этом: «Добрые дела – они не за деньги делаются».

Увеличить

    Едем более-менее приличной дорогой, соединяющей Верх-Яйву с трассой Яйва-Чикман. Проехали Махнева. Это такая же старинная деревня, как и Верх-Яйва с Шубина, только нежилая сейчас. Жили там до последнего времени два брата. Делили они имущество свое, и не поделили баню. Один другого из-за бани и убил. В этой самой бане и застрелил…

   Алексей рассказал нам, как выглядит Бабиновская дорога сейчас: от р.Яйвы – до р.Березовка – совпадает с современной, дальше – уходит на восток, где по старой вырубке Бабиновского тракта проложена новая ЛЭП. На нее и сворачиваем.

    Сначала дорога становится тропой, плавно и закономерно переходя в заросли полутораметровых злаковых культур, затем и вовсе исчезает, уперевшись в мелкую речушку. Снова начинается ливень. Просушенная до этого обувь и одежда опять промокает.

Увеличить     Увеличить

   Через километр снова выходим на остатки тропы. Нам навстречу (вообще-то это мы им навстречу…) стадо коров. Причем ходят сами, без пастуха. Любопытные такие. Стоят, пытаются, видимо, понять, что мы за звери такие. Некоторые быки даже повышенную активность проявлять начали.

   По карте значилась лесовозка, пересекающая просеку ЛЭП и выходящая на дорогу Яйва - Чикман. Честно говоря, надоело уже вести велосипеды по сырой траве без явных признаков дороги. И мы свернули. Через каких-то 2,5 километра чередований езды с ходьбой вышли мы на приличную дорогу.

   Эх, ностальгия! В мае мы тут шикарно покатались. Было гораздо холоднее, но погода была похожей: тучи синее синего, постоянные намеки на осадки, холодный ветер.

   Следующие 4 км пролетели за 10 минут. Вот и мост через речушку Талицу, где меня весной чуть не сшиб лесовоз с пьяным водителем. Остановились, щелкаем орешки и наблюдаем погодные процессы. Смотрим, как над Чикманом начинается сильная гроза, как с севера на нас стеной идет ливень. Все так стремительно… И только мы стоим, зачарованные буйством стихий, и мыслим в очень замедленном темпе, никак не понимая, что через несколько минут всё это погодное безобразие накроет и нас.

   С первой каплей находит отрезвление. С криками хватаем велосипеды и бежим под мост по колено в воде. Как только залезли под это бетонное укрытие, так сразу и хлынуло. Постояв минут десять, нас озарило: незачем нам дождь пережидать (да и не ясно, закончится он сегодня или нет). Прямо тут, под мостом и встаем на ночлег. Благо здесь вполне ровная галечная отмель, вода рядом, и легкий сквозняк слегка способствует просушке синтетических вещей, а дров для готовки нам не требуется. Это была первая в нашем опыте ночевка под мостом. По сему поводу были допиты последние 100 гр. перцовки.

Увеличить

Итог дня: пройдено 20,8 км. 

 

День 5.  08.08.2007 «Гора Болотная»
р.Талица - п.Чикман - урочище Молчан - высота 583 - с.Верхняя Косьва

   Ночью машины почти не ездили. С утра было пасмурно, влажно, но без осадков. Это означало, что решение было принято нами верное. Шмотки наши хоть и не просохли после вчерашнего, зато палатка осталась сухой.
   Проехав 1,5 км, остановились и посмотрели на ту самую ЛЭП, просека под которой была раньше Бабиновкой, и служила нам дорогой. Честно говоря, сомнения в том, что мы сделали правильно, отвернув по лесовозной дороге, у нас не возникло ни разу. Перед нами был спуск с огромного холма. Живописно представил я наши счастливые и радостные лица, если б пошли мы в гору, в «траве по пояс», под ливнем с грозой. Еще раз утвердившись в мысли, что всё, что ни делается, всё к лучшему, докатили мы до Чикмана.

   Считается, что поселок основан самим Бабиновым. Чем был знаменит поселок раньше – нам неизвестно. Сейчас он, вроде бы, населен геологами. Как нам рассказывали, тут мыли (и моют) алмазы, золото, платину. По внешнему виду поселок жизнью не бурлит. Оказывается, прииск (или карьер, не знаю, как в данном случае будет правильно) в Чикмане раз в два-три года меняет хозяев. То Москва купит, то местные. Соответственно, предыдущими хозяевами база разбирается полностью, а оборудование демонтируется. Ну и металлисты, наверное, свое шакалье дело не забывают. По виду, домов 5-6 вполне обитаемы, но никого живого мы не встретили (слава богу, и мертвого тоже).

   Старая Бабиновка видна как плохонькая просека, уходящая в тайгу сразу от моста (старый брод чуть выше по течению). Но… По уши находились мы уже к тому времени по бурелому с велосипедами наперевес. Так что, ни секунды не думая, едем по лесовозной бетонке.

Увеличить

   Бетонка, как бетонка. Справа от плит накатана грунтовка. По мере разбитости той и другой меняем покрытие для движения. Погода постоянно гонит вперед. Пока едем – светит солнце, стоит остановиться – небо в момент заволакивается черными тучами. Начинаем движение – на небе снова появляются просветы. Мистика, да и только.

   В местах вывоза леса с делянок вместо дороги жидкое глиняное месиво. Внезапно позади нас из лесу вылез мужик и начал что-то орать. Слышно было плохо, но в итоге получился диалог следующего содержания: «Эй, вы куда?» - «В Кытлым» - «Вмазать есть?»- «Нет, мы спортсмены». Из-за сильного ветра Ирина услышала этот диалог в следующем ракурсе: «Разум есть?» - «Нет, мы спортсмены». Хотя, по смыслу получилось почти идентично.

Увеличить

    Доезжаем до урочища Молчан. Здесь раньше была деревня, якобы должны быть видны следы фундаментов. На самом деле все уже заросло, а что не заросло лесом завалено. Стоят две заброшенные бытовки, по интерьеру – весьма новые. Дорога расходится в три направления: на Косьву, на Кадь и еще куда-то в лес, видимо на вырубку. Шаманская коробочка показывает – нам прямо. Дорога улучшилась поначалу (давненько видимо лес с этого участка не возили). Мы непрерывно, но плавно едем вверх, и постепенно дорога становится все хуже, появляется глина. Всё, приехали. Под верхней сухой корочкой слой сырой глины, которая мгновенно цепляется за нашу злую резину и забивает перья и вилки. Наверное, дисковые тормоза были бы лучше - позволили бы проехать лишние 50 метров… Так и идем – 100 метров и чистка щепкой, 100 метров – и снова юз заднего колеса. Во время одного такого ковыряния палочкой в тормозах поднимаю голову – прямо передо мной, метрах в пяти стоит лиса, меня изучает, стало быть. Маленькая, грязная, но морда по-лисьему хитрая. Только шагнул – улепетала в кусты. Тут же и глина закончилась. Лиса – шаман однако...

Увеличить

   Дальше дорога - это зарастающая мелколесьем просека. В траве видны две каменистые колеи разной степени разбитости, машина типа «Урала» проезжала не так давно. Снова мы привычно уже не едем, а идём, лавируя между ямами, берёзками и камнями.
   Чем выше, тем болотистее. Знал всегда про такое явление, как верховое болото, но воочию встречать не приходилось. Еще выше колея исчезла, следы тоже. Дальше – только по медвежьей тропе, обходя совсем уж глубокие болота и завалы. Груженое заднее колесо постоянно норовит увязнуть в черной смердящей жиже. Зато осока – знатная такая, сочная… А медвед не дурак – грамотно обошел все самые труднопроходимые места. Вот только без велосипеда перелазить через валежник ему было сподручнее, как мне кажется.

Увеличить

   Чуть ниже вершины лес немного расступается и открывается вид на Косьвинский камень. В дымке и облаках, он все равно производит впечатление. Все ж таки горы, а не тайга болотная.

Увеличить

   Снова появились следы машины. Спуск с горы размыт, но стараемся ехать, прыгая по камням и стараясь не свалиться в колею. Смерть колодкам наступит скоро, видимо.
   В одном месте неожиданно послышался треск в деревьях справа, а после удаляющийся в тайгу шум – толи медведя напугали толи лося, толи Маугли местного.

   Ну вот и слава богу, добрались до шикарного шоссе Кизел - Верхняя Косьва. Бабиновская дорога идет рядом, правда заросшая и еле видная. Но мы выбираем шоссе. Летим вниз, к Косьве. Расслабившись после камней и болота, Ирина сильно падает. К счастью, отделалась испугом и небольшими «кузовными повреждениями».

Увеличить

    Перед самой Верх-Косьвой дорога раздваивается. Прямо на дороге какие-то знаки – белыми лентами огорожен квадрат. Едем направо. С холма видна панорама деревни.

«За час доехали до околицы Верхней Косьвы. Слева от дороги огороженная колючей проволокой колония. Внутри в основном двухэтажные бараки с символом лагерного классицизма лозунгом «Добросовестный труд — путь к быстрейшему освобождению!» Из окошечка на контрольно-пропускном пункте нас проводили взглядом две исключительно откормленные рожи».
Н. Рундквист
Сто дней на Урале

   Ничего этого уже, конечно, нет. Разруха. Построек много: и жилых, и хозяйственных, но все в состоянии ушатанности. В каком-то отдельно стоящем доме (по виду – КПП) набираем дров. С холма видны две цветные палатки на берегу. Видимо, сплав приехал. Решив с ними не контактировать, становимся на холме за кустами. Зацепившись за Дикарь камень и Острый тур, в долине идет дождь. Нам, к счастью, достались только первые капли. Ужин, отбой.

Итог дня: преодолена «окаянная гора Болотная» (название не географическое, наше). Пройдено 52 км.

 

День 6.  09.08.2007 «Туда-сюда-обратно…»
с.Верхняя Косьва - п.Усть-Тыпыл - р.Тылай

Увеличить

    День начался с разведки бродов через Косьву. Таковых, более-менее проходимых, на первый взгляд было найдено три. К одному из них, чуть ниже развалин моста, мы и двинулись. Палатки на берегу оказались старыми кабинами от грузовиков. Холодно (потом выяснилось, что всего +14). Температура воды – градусов 8, не выше, камни скользкие, течение значительное. Глубина брода – кое-где по щиколотку, кое-где до…в общем, памперс подмочить пришлось. За три ходки перетащились.

Увеличить

    На берегу валяются какие-то пожитки: обувь, книги. Я нашел раритет: виниловая пластинка из тех, которые раньше вкладывали в журналы. Голубая такая, гибкая. «Привет от Битлз» называется. 
Переоделись в сухое (кроме обуви), решили сходить посмотреть на остатки быта поселенцев. Из всех построек два дома были похожи на жилые. Один из них более-менее обихожен и прибран какими-то молодыми людьми из Александровска, которые «были и жили» в нем в июле. Нашли книги и открытку с поздравлением для дяди Гены (Жижина Г.П.) с наступающим 1975 годом…

   Вернулись на берег, смотрим карту. Ну вот и здрасьте….
…до похода мы обсуждали, что нам более ценно – пройти всю Бабиновскую дорогу от начала и до конца, либо же отвернуть от Верхней Косьвы на Кытлым и немного по горам погулять. Совместить все не позволяло время. Победил в итоге второй вариант. Т.е. участок Бабиновской дороги Верхняя Косьва – Растес – Павда - Верхотурье нами был принесен в жертву восхождению на Конжаковский камень...
   Саша еще с вечера, смотря на GPS говорил, что вроде дороги на Тыпыл по тому берегу нет… Но мы, перейдя до этого несколько рек, нисколько не сомневались, что и Косьву надо переходить… Оказалось, напрасно. Мы все дипломированные географы, не новички в туризме, и так облажались… Неохота, но что делать - снова начинаем бродить. И снова по три ходки в обжигающе холодной воде. Приятного немного.
 
   На берегу, средь груд металлолома, Ирина прокалывает камеру, потом еще одну. На третьей запаске рвется ниппель. Все, запасной резины больше нет, начинаем клеиться. Солнце хоть и светит, но не греет… Пока суд да дело, варим обед. Итог: до обеда пройдено 800 метров (по велокомпу). Невелик спортивный результат на сегодня. 
   Едем мимо разрушенных бараков, пункта заправки ГСМ, каких-то бань. У одного из домов стоит трактор и Урал с кунгом, людей не видно.

Увеличить

   Впереди – сожженный и разрушенный мост через какую-то речушку. Заново мокнуть не хочется, хватит на сегодня, лимит воды в кроссовках исчерпан. Строим временный переход из старых бревен, головешек и камней. Пройти и перевести велосипеды получается без проблем.

Увеличить

   До Лесоучастка и Усть-Тыпыла доехали быстро, дорога хорошая. Такие же заброшенные поселки. То ли зона тоже была, то ли золотомойный поселок или леспромхоз. Моста через Тыпыл нет, переходим зигзагами через островок, ориентируясь на следы машин. Течение в реке не очень сильное, но вода холодная.

Увеличить

   Чуть дальше, на горе, разветвление дороги. По описанию отсюда две дороги: «одна через перевал и там три брода, другая южнее и бродов много. По качеству дороги одинаковые, но через перевал красивее». Более укатанной кажется дорога верхняя, но у нас в карте GPS ее нет. Несмотря на это, выбираем ее. Немного странно, дорога поворачивать в нужном нам направлении не собирается. Все равно едем, жалея время на возврат назад (хотя, если бы пришлось вернуться, потраченного времени было бы жалко вдвойне). Через 2.5 километра дорога поворачивает под прямым углом и ведет уже туда, куда надо. Попался на встречу заяц – сидит себе на дороге, на нас смотрит, косясь. Дорога и вправду красивая – на спуске открывается панорама Косьвинского камня. Очень впечатляет.

Увеличить

   Спускаемся к речке Тылай. Ребята переходят ее вброд, а я переезжаю, стараясь не снижать темпа, т.к. прыгать в воду не хочется. Но все равно замочился – река оказалась глубже, чем выглядела сначала. Кстати, этот брод в результате получился единственным.
   Тут, на берегу реки, на отвалах, сделанных драгой и встаем. Экономим газ, готовим на костре.

p.s. Вообще-то этот день мы хотели назвать «Проклятие дяди Гены». Но, почитав и послушав отзывы, я узнал, что человек достойный и приветлив к туристам, и решил название поменять.

Итог дня: пройдено 35,4 км.

 

День 7.  10.08.2007 «Генератор зла»
р.Тылай - п.Кытлым - р.Катышер - стоянка 13й км.

   Хоть и светили звезды в полную мощность ночью, утром небо было полностью затянуто облаками. Серыми такими, низкими.
   Оказывается, недалеко от нас стояла геологическая разведка. Там и выясняем дальнейшую дорогу. В этих местах основательно поработала драга и реально существующая дорога с GPS не совпадает никаким образом.

   То, что намечалось с самого утра, началось. Сначала моросью, потом полноценным ливнем. Редкие встречные машины с некоторым удивлением смотрели на то, как три насквозь промокших велосипедиста активно крутили педали. А как же? Нам же греться надо…На встречу попалась 14-ка с пермскими номерами. Человек ехал на одиночный сплав на байдаркее по Косьве. Сам же и разрешил мое недоумение, указав на спавшего второго водителя, которого среди гор снаряжения я и не приметил.

   Черт, как некстати Саша пробивает заднее колесо! При разбортовке замечаем, что покрышка начала рваться по корду. Подкладываем кусок пластика, ставим запаску, едем дальше. Стоять при такой погоде нет никакого желания. Хорошо хоть дорога – гравийка и при ливне ее не развозит. Через 3 километра из колеса Рок Машины вылазит грыжа. Пластик не помог, и покрышка полезла рваться дальше. Теперь-то придется остановиться на подольше. Следующие минут 40 уходят на то, чтобы замерзшими пальцами при помощи «цыганской» иглы и суровых ниток через проложенный лейкопластырь (армирование такое значит) прошить сантиметров 12 резины по корду. Дождь, как назло, не желает прекращаться. Резину-инвалида ставим Ирине на переднее колесо. На первый взгляд, километров 100-150 такая конструкция выдержит.

Увеличить

   Постепенно дождь заканчивается. Еще километров 20 и мы увидели Кытлым. В последний раз я был здесь в 1998 году. С тех пор эти места еще больше перерыты драгой, которая метр за метром въедается в эту красивую долину, перелопачивая реку, безвозвратно уничтожая ландшафт. За это и прозвана она нами была «генератором зла».

Увеличить

   У единственного магазина двухчасовой перерыв, к самому началу которого нам и повезло подъехать. Делать нечего, в самом центре поселка, у памятника «Склоним знамена перед трупами», останавливаемся. На ограде развешиваем сырые вещи, тент, варим обед. Местные жители на нас не обращают практически никакого внимания, привычные они уже к туристам, должно быть. Зато стадо быков трется около нас, как бы между делом пытаясь подойти поближе. Приходится гонять их время от времени, чтоб обедать не мешали. Выходит солнце!

Увеличить

   Прикупив продукты, покидаем поселок платинодобытчиков. Сворачиваем на дорогу, поднимающуюся вверх по Катышеру, через 5 километров находим нужную нам тропу. И началось... Я-то помнил эту тропу как пешеходник. И, понятно, что стволы, лежащие поперек тропы, не воспринимались как особенная трудность. А их тут было немало.

Увеличить

   К 9 вечера поднялись, наконец, к Роднику (9 км). Сил потратили неимоверно много. По информации, на 13 км были отличные места для стоянки. Значит идем вперед. Следующие 4 км мы шли полтора часа, затаскивая тяжелые велосипеды вверх по каменистой тропе, по которой и идти-то непросто. Накрапывающий дождик уменьшил сцепление обуви и покрышек с камнями. Иногда я начинал понимать, что означает ощущение «как корова на льду». Можно, конечно было бы оставить велосипеды в тайге, спрятав так, что никто не найдет и пойти в гору налегке. Да разве друзей бросают?
   13 км тропы. Уже темнеет. Находим подходящую поляну, быстро разбираемся. Костер гореть не хочет, да и черт с ним - ужин варим прямо в палатке.
   Под аккомпанемент дождя открываем… шампанское!. Так необычно мы очередную годовщину супружеской жизни еще не отмечали…

Итог дня: пройдено 42,8 км.

 

День 8.  11.08.2007 «Ветреная Серебрянка»
вершина Серебрянский камень (радиальный выход)

   Отсыпаемся, потом вяло бродим по полянке, размышляя о том, куда же идти. С места стоянки слегка виден гребень Серебрянского камня. Туда и оправляемся. На перевале Иов еще раз осматриваемся – Конжак закрыт облаками, а Серебрянка – залита солнцем. Выходит все правильно, место назначения выбрано верное. Идем хорошим темпом, несмотря на сложный вчерашний день. Это хорошо, значит, организм адаптировался к нагрузкам.

Увеличить

   На вершине осмотрели озеро-провал. Происхождение его нам неизвестно (слышал я много баек и про то, что это брошенная недостроенная ракетная шахта, и про то, что это чуть ли не с демидовских времен осталось…), но оно явно искусственно (следы буров на стенах). Как ни был велик соблазн искупаться, но что-то остановило. Да и ветер начал подниматься неслабый. На горизонте Конжак очистился от туч. Повезло тем группам, которые пошли наверх во второй половине дня.

Увеличить

   На спуске поднялся ветер ужасный. Даже забавно иногда было – заносишь ногу на камень, а ее ветром сносит в сторону. Ирина даже падала два раза – совсем мы видимо загнали бедную девочку, что ее ветром сдувает.
   Назад шли по «шаманской коробочке», проложив путь напрямик к палатке. Буржуйское изобретение не подвело – вывело ровненько на место. Трек остался – идеально прямая линия.

   На нашу стоянку прибыла группа школьников, расставив, где только возможно, свои палатки. Рядом с нами три тётушки-учительницы поставили свой брезентовый двускатный домик. Вместо спальников у них – одеяла, вместо пенок – лапник, вместо тента – кусок полиэтилена. В случае дождя или бури (которая, на первый взгляд была неминуема) им только и оставалось бы, что сидеть в луже и петь революционные песни для поднятия духа. Пришлось им помочь и поставить нормальную палатку, которая у них тоже была, но, как оказалось, они не умели ее ставить.
   Несмотря на грозные завывания и тревожный скрип деревьев, бури не случилось…

Итог дня: пройдено 18,7 км.

 

День 9.  12.08.2007 «Jingle Bells»
вершина Конжаковский камень (радиальный выход) - р.Конжаковка

   На Конжаке я до этого был дважды – летом и зимой. По разным причинам на вершину подняться еще ни разу не удавалось. Третьего облома я бы не вынес.

   Чем выше идем, тем холоднее и сильнее ветер. На гребне перевала – сырое облако, пройдя через которое, покрываешься влагой, как испариной. Вершина в тумане. Ирина наверх не пошла, пообещав сварить к нашему возвращению вкусный супчик.
   Путь на вершину очень прост, потому как провешен для Конжаковского марафона. Хорошо, что облака, которые обступили вершину не сырые, а просто холодные – осадки выпадают в виде снежной крупы, под дождем при таком ветре мы бы погибли. Обгоняем группу чехов – идут очень медленно, осторожно переставляя ноги по сырому куруму.

Увеличить

   Доходим до вершины, фотографируемся, что-то кричим, и идем обратно. Задерживаться в этом снежном августовском облаке совсем не хочется.
   На спуске снова обгоняем чехов, которые таким же черепашьим шагом идут вниз. Спросили, были ли мы на вершине. На наш утвердительный ответ недоверчиво что-то хмыкнули на своем, западнославянском.

   Ирина и вправду варит суп. От радости, что увидела нас, слегка стукнула себе топором по пальцу. Школьников-то уже и нет. Зачем вообще приезжали, непонятно – видимо водки попить тайком.
   Отобедав и поспав, начинаем спуск. И как мы сюда велосипеды затащили? Наверное, в состоянии аффекта. Со стоянки «9 км» садимся и начинаем спуск по дороге уже верхом. Опять догоняем чехов. Несчастные идут по дороге, не зная о более коротких пешеходных тропах.

   Вскоре река становится единым целым с дорогой, т.е. течет прямо по ней. Кое-где едем (не очень приятно по круглым большим камням), кое-где идем по реке, иногда по обходной тропе. В одном месте, перепрыгивая очередное бревно, как-то странно у меня перекосился груз. Присмотрелся – это лопнул багажник в месте крепления к раме. Возиться долго не хочется, достаю лямки и надеваю рюкзак на спину. Неудобно – жуть. Еще раз убедился в преимуществах рюкзаков-штанов над заплечниками. Да уж, хорошо, что не в начале похода это случилось. Я б сдох так ехать.
   Находим место для ночлега – приятная (плановая) стоянка с костровым местом и сушинами вокруг. Ну вот и хватит на сегодня.

Итог дня: пройдено 24,9 км.

 

День 10.  13.08.2007  «Шо за мать твою итти, предпоследний день пути»
р.Конжаковка - окрестности г.Карпинска

   Солнечно, но все дело портит холодный ветер. Утро занято ремонтом багажника и педали. На первый взгляд, до конца похода хватит. Опять же порадовался, что все поломки произошли в конце путешествия, на выходе с маршрута. До дороги – 2 км.

Увеличить

   Интересным для меня было значительное улучшение качества дорожного покрытия по сравнению с тем, что я видел 9 лет назад. Строительство под Косьвинским камнем активное, грузовики снуют постоянно, приходится глотать пыль. Мост через Какву новый, что тоже для меня удивительно. Помнится, раньше тут было строение, по которому легковые машины проезжали с опаской.

Увеличить

   Не доезжая 4,5 км до Карпинска, планируем место для ночлега. Находим участок старой грунтовки, огороженной с двух сторон валами. Кто-то старательно засыпал этот отворот, что для нас только на руку, никто не потревожит.
   Отправляемся в Карпинск за продуктами и напитками для праздничного ужина. Проехав 2 км, ломается задняя втулка на Рок Машине, превращая Сашу из велосипедиста в самокатчика…
   Как показал краткий осмотр магазинов, наибольшей популярностью среди алкогольных напитков в Карпинске пользуется портвейн в «дешевой комплектации».
…вечер прошел в теплой и дружественной обстановке.

Итог дня: пройдено 50,5 км.


День 11. 14.08.2007 «Домой!»
г.Карпинск - г.Пермь

   Последние километры до города пролетели быстро и запомнились они, пожалуй, только Саше, который проехал их в режиме самоката, толкаясь поочередно, то правой, то левой ногой.
   На вокзале нас уже ждала наша машинка с водителем. Максим (водитель) долетел до Карпинска за 4.5 часа, при этом поплутав в Серове и Карпинске.
   За руль сел я. Педалей неожиданно стало три. Первое время не мог привыкнуть к скорости и встречным авто. Те же 520 километров обратного пути мы ехали 7 часов.

Увеличить

   Как все и рассказывали, хорошие дороги заканчиваются при въезде в Пермский край. Так и есть. В подтверждение этому – огромные «грибы» недалеко от Теплой Горы. Уже и венок чей-то повесили…

Всё.

Итог дня: пройдено 4,5 км.

Вот и дом…


Итоги путешествия:

1.Общий километраж активной части похода - 313 км., из них более трети – пешком, с ведением велосипедов. Часть расстояния приведена по карте, т.е. без учета рельефа, в некоторых отрезках маршрута реально на 5 - 7% больше.
2. Цели, поставленные нами (спортивные, познавательно-краеведческие), в целом достигнуты.
3. Бабиновская дорога в своем первоначальном виде (из того, что мы прошли) существует лишь фрагментарно.
4. Максимальная высота – 1569 м. (вершина Конжаковский камень), максимальная высота нахождения велосипедов – около 1000 м.
5. Получен большой объем положительных эмоций; травм, за исключением ссадин, не было, потеряно килограммов живого веса – 8.
6. Поломки: сломано втулок задних – 1; сломано багажников – 1; сломано педалей – 1; камер пробито – 5; порвано покрышек – 1; цепь рвалась – 2 раза; сломанный инструмент – 2 шт. Мелочи, типа стертых тормозных колодок, в счет не идут.


P.S. По итогам всего нашего путешествия у меня родилась идея – изучить и попытаться отыскать старинные дороги, соединявшие центр России и Сибирь, и проходившие через нашу область. Сделать несколько веломаршрутов под условным названием «Забытые дороги Прикамья». Вот только кажется мне, что не велосипедные маршруты это будут, а пешеходные…

 

a.v.s.

Обсуждение на форуме


 



назад

 

Меню

 Велоклуб Мост

 Владимир Хромин





Appsmakerstore

Мобильное приложение Velo.Perm.ru
создано на Appsmakerstore

Новости Перми и Пермского края



Velo.Perm.ru


    Экстремальный портал VVV.RU  

 

© Велосипедисты Перми, 2006—2018
Разработка Сайт-мастер