12.06.2008
12-14.06.2008 Владимир - Суздаль - Ростов - Ярославль
Съездили мы по городам Золотого кольца, прокатились по Владимиру, Суздалю, Ростову и Ярославлю, ну и, конечно же, полюбовались на разные сельские церквушки, которых по маршруту было немерено.
Давно уже решали, куда податься на июньские праздники, в Белоруссию не поехали, т.к. информации по ней было найдено немного и тащиться 2 дня в поезде, ради 2 дней на велосипеде как-то не логично, в Питер уже билеты все раскуплены, еще был вариант поехать в Тульскую область на озеро Селигер, но туда собрались уже порядка 20 человек, и поездка нам показалась матрасной. В итоге был выбран этот маршрут, по старинным русским городам.
День 1-й
Выехали 12 июня на утренней электричке до Владимира, причем "садились" (садились - условно сказано, реально впихнулись) в Реутове. Залезли с горем пополам в заполненный тамбур, который, к тому же, оказался узким, в ширину около 1 м. После 3 часов наслаждения запахами сигаретного дыма, пререканиями пассажиров с контроллером, снующими туда и обратно людьми, мы оказались во Владимире. Погода сказочная, жара!
Владимир
Владимир, древний русский город, основан в 1108 г. — столица Владимиро-Суздальского княжества. Во Владимире есть много памятников архитектуры XV века.
В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, с востока и запада — глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя — Владимир. Наследник Мономаха — князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, поначалу мало внимания уделял северной вотчине, но, осознав тщетность борьбы на юге и оценив по достоинству преимущества северных земель, их богатейшие природные ресурсы, князь Юрий Долгорукий развернул строительство новых крепостей в Суздальской земле.
В результате стремительного подъема города, Владимир превратился в столицу княжества. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В 1158-1165 гг. в новой столице развернулось грандиозное строительство. Расширяется оборонительное кольцо, новые крепостные валы опоясывают город, на гребне валов появляются деревянные стены с проездными воротами. Дело князя Андрея продолжил его брат Всеволод III Большое Гнездо.
Но с наступлением на Русь татаро-монгол Владимир утратил свое величие, был разграблен и сожжен. Впоследствии подняться до былого уровня уже не сумел. Величественная столица стала обычным городом Московского княжества. Так он и прожил без особых волнений сначала центром наместничества, а затем областным центром до наших дней. Теперь Владимир развивающийся город, с увлекательной историей, известный туристический центр, входящий в состав популярного маршрута Золотое Кольцо.
Источник: www.suzdals.ru
В город решили подняться по грунтовой тропе слева от здания вокзала (опустим описание той пробки, которую пришлось преодолеть, чтобы попасть с нашей платформы на вокзал...), на которой у Ромы случилась какая-то бяка с цепью, в горку пришлось подниматься пешком, потом около получаса сидели в тени, Рома работал, а я отдыхала на пеньке, ела бананы, всячески его отвлекала и фотографировала!
Сразу на подъеме слетела цепь по причине полуразорванного звена, пришлось немного укоротить, хорошее начало для четырехдневного приключения.
Так как на дворе было 12 июня, день России, который здесь совпал еще и с 230-летием владимирской губернии, то не обошлось без праздничного шествия. Мы увидели за это время Петра I, Екатерину II, бояр, князей и ратников, девок в красных платьях и крестьян в расшитых рубахах... в общем, случился у нас экскурс в историю.
А потом мы оказались кому-то нужны в этом неизвестном городе, ура! Мне позвонила Катя (Sheremi на Веломании) и любезно согласилась прокатить нас по городу. До встречи оставалось около часа, и мы решили скоротать время, прокатившись по менее популярным местам Владимира. На карте Владимира отмечены разные церкви и монастыри, поэтому мы бы не потерялись. Но, кроме того, напротив магазина Эльдорадо (который вы увидите, если таким же образом поднимитесь с вокзала), стоит щит с картой достопримечательностей города, очень удобно.
Сначала мы двинулись за парадом, который немного увел нас от исторического центра, и город не производил никакого впечатления, вдоль дорог старые деревянные домики, потом начались серые дома советской застройки, позади всего, где-то вдалеке виднеются трубы ТЭЦ и местных предприятий.
Фактически все достопримечательности находятся около Золотых ворот, в связи с праздником движение в округе было перекрыто, так что можно было гулять пешком.
Роме в одной из лавочек непременно понадобилась булава, сговорились на самую дешевую, она же и самая маленькая, но, если стукнуть сильно, то больно будет. Уж не знаю, зачем ему такая утеха . Вдруг нагнало стаи туч, которые принесли с собой грозу. Позвонила Катя, решили, что она пока выезжать не будет, ибо дождь. Пока пережидали ливень под крышей, успели дать консультацию потенциальным велосипедистам, как устроен велокомп, что он умеет и как работает.
После дождя решили поесть в разрекламированных Блинчиках. Подъехали к этому зданию, а там песни, пляски и народные гулянья, а вокруг стоят столы с самоварами и плюшками всякими.
Не удержались и налопались пирожков с мясом, капустой и щавелем за смешные деньги, с мясом за 13 рублей, с капустой за 8, с щавелем за 6. Мммм, вкуснятина! Есть во Владимире очень красивый Успенский собор, на выходе из которого нам встретилась группа итальянцев, они сказали нам "Giro! Bicicletta! Bravo Bravo!" Я решила выпендриться и ляпнула единственную фразу по-итальянски, которую еще помню, а именно "parlo l'italiano un po'piccola", что значит, "я немного говорю по-итальянски".
Наконец, встретились с Катей и Юрой, но мы уже все посмотрели, пора было уезжать, и они проводили нас до выезда из города. Начался дождь, довольно затяжной, но не очень сильный. Был выбор поехать все же по трассе, до Суздаля всего 35 км, но мы решили попробовать по грунтовым дорогам. Промокшие, доехали до конца асфальта, на остановке я смастерила себе бахилы из парочки пакетов, чтобы не совсем вымокнуть (не помогло), и мы побрели дальше. Дождь вскоре прекратится. Все было неплохо, пока не началась одна дорога, ведущая поперек поля к мелкой деревушке, со странной почвой. Глина не глина, земля не земля... а к велосипеду липнет жутко, ехать невозможно в принципе, немного пытались, то по одной кромке травяной ехать, то по другой, но это тоже было непросто. В итоге я, в своем репертуаре, спасаясь бегством от надвигающего трактора в кусты, поскользнулась на своих бахилах и распласталась с велосипедом в грязи. Причем так зацепилась лямкой рюкзака за велосипед, что и встать не могла. Лежу, корчась от смеха и пытаясь подняться, обвиняя как всегда во всех своих бедах Ромку. Наконец удалось подняться, дочапать до обочины и заглянуть на трактор, водитель которого весело смотрел на нас и кричал "ну и занесло вас сюда".
Уф, натаскавшись на себе грязных велосипедов, масса которых в два раза тяжелее чистых, к счастью, выехали снова на асфальт! Цивилизация! Переезжаем мостик, а за ним пруд. Велосипеды грязнущие, мы не чище, решили хотя бы чуток помыться. Рядом с нами мылись две машины. Девушка в одной из них подозрительно улыбнулась, оглядывая меня сверху вниз. Вода в пруду ужасная, она воняет то ли канализацией, то ли просто гнилью, но ноги я в ней немного побулькала, чтобы смыть хотя бы очевидную грязь. Вдруг на поляну выползает человек 5 пьяных грязных молодых женщин с детьми, лезут отмываться в эту грязную воду, нам становится не по себе, уезжаем.
Далее предстояло сделать крюк через деревню Брутово, а потом уже решили выдвинуться на трассу, так как грунтовки после дождя превратились в желе, а мы и так уже по уши забрызганы грязью. Тут наконец-то перед нами начали открываться красивейшие виды, очень эффектно смотрелись полосатые поля, то свежевспаханное коричневое, то яркозеленое, где засеянная трава дала всходы. На въезде в деревушку нас встретил памятник быку производителю, наверное в советские времена, в местной ферме было большое поголовье скота.
В середине деревни асфальт неожиданно кончился, но карта обещала, что дальше должен снова быть асфальт или гравийка, но нас ждала дорога выложенная булыжником, но, любуясь окрестностями, 5 км этого костотряса остались почти незамеченными.
А еще в деревне с быком был кот в опилках, которому не страшны были даже местные грязи.
Ехать до самого Суздаля по мокрым грунтовым дорожкам не решились, поэтому выехали на трассу, и доехали до места часам к 20 вечера. О Суздаль! Это такое милое село, где нет ни одного здания выше трех этажей (по крайней мере, я не увидела), возвышаются лишь старые красивые церкви, деревянные постройки, течет узкая речка Каменка, по которой на лодке катают туристов, улочки, на которых продают медовуху и квас, ездят конные повозки, гуляют иностранцы. И все так спокойно, хорошо, свежо, как будто город замер лет на сто. Я бы хотела вернуться туда и просто погулять по городу, посидеть на берегу реки, чтобы без спешки.
Суздаль
История Суздаля начинается в 1024 году. Именно в этом году летописях появилось первое упоминание о Суздале. Запись в летописи свидетельствует о крестьянском восстании, вспыхнувшем в этом краю. Так же очень важными для истории г. Суздаля являются записи в той же летописи о начале возникновения в этих краях христианской религии. Это событие сыграло важную роль в дальнейшем развитии города Суздаль, как духовного центра.Как и все города в средние века, началом его строительства стало сооружение на реке Каменка крепости, говоря другими словами - Кремля. История Суздаля повествует, что для этого выбралось очень подходящее место, защищенное с 3 сторон естественными преградами, для большей защищенности были насыпаны земляные валы, которые, кстати, сохранились и по сей день.
Чуть восточнее Кремля, как гласит история Суздаля, расположился так называемый посад, где жили торговцы и ремесленники. Посад так же оградили валами, а вокруг него постепенно выстраивались слободы. Если верить истории Суздаля, то изначальная планировка города сохранилась и по сей день.
Далее начинают строиться знаменитейшие церкви Суздаля, история города подробно об этом рассказывает. Но, к сожалению, в истории Суздаля начинаются черные полосы — с приходом на суздальские земли татаро-монгол развитие и расцвет культуры был оборван. Зимой 1238 года татаро-монголы покорили и сожгли город. Но уже к XIV веку снова начинается подъем города – возникло Суздальско-Нижегородское княжество, где даже чеканили свою монету. В те дни история Суздаля переживала расцвет. В том же XIV веке было построено еще два монастыря – 1352 г. - Спасский, в 1364 г. – Покровский. Далее они активно развивались и достраивались. Теперь же монастыри – одно из самых посещаемых достопримечательностей в Суздале.
Суздальские монастыри быстро богатели, владея обширными вотчинами, берегли и приумножали образцы древнерусского искусства. После Смуты и последующих войн, когда город был практически разграблен, в истории Суздаля наступило относительное затишье. Но в 1719 году история Суздаля сообщает о пожаре, в котором сгорели деревянные церкви. На их место воздвигли белокаменные, многие из которых сохранились и их можно посмотреть, посетив город.
Источник: www.suzdals.ru
Но в этот раз надо было спешить, палатку хотели поставить около детского лагеря на берегу Нерли. Если честно, место оказалось не очень, весь берег в высокой траве, довольно крутой, лишь в нескольких местах иногда рыбачат, там подступы к воде немного обозначены. Мы быстро поставили палатку, ругаясь на комаров, поели, повалились спать.
Итого за день 78 км Куча осмотренных достопримечательностей, жаль, что Суздаль пришлось быстро покинуть, но вставать на ночлег в темноте не хотелось.
Ночь 1-я, день 2-й
Ночью в палатке мне спится плохо, я всегда мерзну. Этот раз не был исключением. А потому к утру я чутко слышала, как мимо проходили люди, как бились мошки, пытаясь залезть в палатку. Вылезая из палатки, я удивилась, как же на улице хорошо. Несмотря на росу, воздух был свежий, теплый, приятный, а вдали, куда ни глянь - природа. У воды почистили зубы, умылись, привели себя в порядок, я постирала чумазые после вчерашней грязи футболку и носки. Во время завтрака налетела мошкара, которая так и норовила залезть в тарелку, так что ели быстро.
Выехали в 10:30, солнце постепенно уходило, начинал накрапывать дождик. По пути чуть не заехали в Уругвай, но решили, что такое удовольствие оставим на другой раз.
Сегодня часть нашего пути лежит по Ивановской области, карта которой у нас имеется только частично. Нам предстояло выехать на трассу Иваново-Ростов, а путей выезда было несколько. Рома заранее посмотрел в Гугле один из вариантов, по которому, проехав село Лобцово и мост через мелкую речушку, должен быть поворот вправо на дорогу, которая приведет нас в Мирславль, а дальше карта у нас уже имелась и мы бы без проблем добрались до трассы. Тем не менее, распечатку этого снимка гугла мы не сделали...
Сначала наш путь лежал по асфальту до крупного пос.Петровский, в котором нас застал дождь. Перекусив под крыльцом магазина, понаблюдав за бесчисленным количеством велосипедистов, подъезжающих, спокойно оставляющих велосипед у крыльца, покупающих продукты и уезжающих, удивившись торговцу, уезжающему с рынка с телегой капусты и оставившей её без присмотра минут на 5 чуть ли не посреди дороги, решили узнать у дедка, где находится церковь. Он стал Роме бурно рассказывать, что церкви у них три, какая же нам нужна? А откуда мы знаем, какая? В итоге выяснили, что ехать нам надо в ту сторону, куда Игорь едет, торговец той капустой
Церковь мы не заценили, потому что просто простояли под ней около часа, думая, что же делать дальше: дождь зарядил немаленький. Подъехали мужик с женщиной, узнали, Откуда и куда едем, удивились, как же мы проедем до Ростова (жутко смешной акцент с Оканьем), там же плиты. Дождь поутих, отправились дальше. Мы, видно, попали как раз в брачный период жаб и лягушек, потому что во всех болотах стояли такие звуки, что казалось, их не могут производить такие маленькие создания. А люди спокойно живут рядом с прудами и болотами и слушают жабьи крики круглые сутки, бррр. Зато в поселке были красивые колодцы.
Путь до Лобцово был чудесный, снова вышло солнце и лучи начали пробиваться меж листвы, и километров 10 по отличной грунтовке без единой машины были сказкой.
Наконец, лес закончился, и справа открылся вид на Нерль.
Метров через ...дцать наша тропа уткнулась в широкую дорогу, по которой ездили машины. Карты у нас уже не было, но по внутреннему компасу Рома определил, что нам налево. Грунт сменился гравийкой, крупные камни сильно трясли велосипед, ехать было не в кайф. Проехав деревеньку, стали спускаться вниз, и тут я обернулась на знак, увидев название "СХП Лобцово". Ну вот, значит сейчас после речки нам направо! ура! рано радовались, речка действительно была, и вскоре после нее показался грунтовый отворот направо, уходивший в лес. Проехав метров 200, мне стало уже страшновато: лес сгустился, над дорогой нависали склонившиеся березы, вокруг - сухие деревья и поломанные ветви. Потом я устроила Роме небольшой скандал на тему, куда ты меня завел и я дальше не хочу туда ехать, и мы повернули назад .
Да уж, когда дорога через темный лес с каждым метром становится все труднеепроезжаемой и местами приходится перепрыгивать через упавшие поперек пути деревья, стали посещать мысли, что эту дорогу на космоснимках различить было бы нереально.
Пораскинули мозгами и решили проехать вперед еще чуток, поискать еще отвороты вправо, но проехав порядка километра остановились и снова немного подумав решили не рисковать, и ехать обратно дорогой, которая крупно обозначена на карте и точно выведет нас на трассу. Самое обидное, что, как выяснилось дома, мы буквально не доехали метров 200 до нужного нам поворота на Мирславль... Мы повернули назад.
Ехали до трассы по тем самым плитам, что обещали нам мужик с женщиной в Петровском. Было забавно соревноваться с машинами на бетонке: Жигуленок никак не хотел нас пропустить вперед, а иномарка в самом начале безнадежно отстала, так как плиты были хорошо побиты временем . Эта ужасная дорога мучила нас км 8... После выезда на трассу не было ничего интересного: доехали до Аньково - крупного поселка, где купили еду, подверглись распросам пьяных мужиков, вылезших из Буханки, а потом поехали дальше искать место для ночевки. Ночевать решили в поле, на этот раз без реки, за пос.Ильинское-Хованское.
Вообще дорогу, соединяющую Ивановское и Ростов, трудно назвать трассой, асфальт на ней настолько разбит, что трещины порою достигают ширины в несколько сантиметров, и около 20 км моя пятая точка не желала касаться седла велосипеда. Проехав пос.Ильинское свернули с дороги за лесополосу и около километра ехали по укатанной полевой тропке посреди изумрудных лугов навстречу садящемуся слепящему желто-красному солнцу. Пока ставили палатку, одни комары пели серенады у ушей, другие безжалостно атаковали нас во все открытые части тела.
Итого за день 118 км
День 3-й
С утра на улице снова тепло и солнечно, и с оптимизмом мы поехали в Ростов. По пути хотели помыть велики около озера Неро, а заодно и на него полюбоваться, поэтому свернули с трассы к деревням вдоль озера. Однако ждал нас большой облом: к этому озеру нет подхода, все заболочено, одна трава да камыши… Попутали мы вокруг да около, и не солоно хлебавши поехали к Ростову, который, кстати, было видно с нашего берега озера. В пути довелось снова удивиться велосипедизму в деревнях: на площади в Угодичах около каждого из двух магазинов были велостоянки!
По пути нас ждало еще одно необыкновенно серьезное препятствие. Едем себе, никого не трогаем, вдруг справа видим какой-то белый пушистый комочек, бегущий вдоль дороги и вопящий. Мы думали, это цыпленок подросший, но все прояснилось, как над головой закружили две чайки, и с устрашающими криками начали нас атаковать. Я испугалась сразу и быстро уехала, а Рома хотел сфоткать детеныша, но тут над ним пролетела мамаша и совершила какашную атаку с воздуха! Причем, Рома говорит, орудие убийства упало в 15 см от него! Бойтесь чаек!
Меткие, однако.
В 14 часов наконец добрались до Ростова.
Ростов Великий
Ростов - один из древнейших городов России. В старейшей русской летописи "Повести временных лет", в записи за "лето 6370-е от сотворения мира" (862 год по современному летоисчислению), о нем идет речь как о давно существующем. Со второй половины XI в. Ростов -- центральный город Северо-Восточной Руси, территории, ставшей основой современной России. С принятием на Руси христианства в 988 году в Ростове была основана епископия. Город стал центром епархии, местом расположения архиерейской резиденции. Развитие Ростова было прервано татаро-монгольским нашествием, город был захвачен и разорен. В 1238 году дружина ростовского князя Василько в составе объединенных русских сил под предводительством великого князя Юрия участвовала в битве с полчищами Батыя. Из Ростова не раз начинались выступления против татар. Одно из крупнейших восстаний было в 1262 году. Ростовская дружина участвовала в битве Куликовом поле. При царе Иване Грозном Ростов был взят в опричнину. В смутное время Ростов не избежал трагической участи многих русских городов. В 1608 году он был сожжен и разграблен польско-литовскими интервентами. Со второй половины XIX века в Ростове начинается восстановление и реставрация архитектурных памятников Ростовского кремля. В 1883 году в кремле открылся "Музей церковных древностей", который продолжает свое существование и в настоящее время и является значительным культурным и научным центром.
Источник: www.rostmuseum.ru
Ростов - город ветхий, обшарпанный. Ничем не примечательный, помимо Кремля и большого монастыря. Монастырь действительно красивый и не по-российски хорошо обустроен. На входе нас встретила охрана, которая предложила положить рюкзаки в их домик, а велики поставить за ним. Выдали мне юбку, а Роме штаны. Несмотря на то, что в храм зайти мы не решились, с удовольствием побродили вокруг, за символическую плату в 20 руб. поднялись на крепость в углу, пофоткали оттуда вид на озеро и монастырь, внизу загорали несколько ростовчан (однако даже в городе нет оборудованного пляжа и подступа к воде!).
На выходе из монастыря поглазели на сувениры, но ничего не выбрали, зато с удовольствием выпили по стакану вкуснейшего натурального яблочного сока (без добавок и без сахара!) и съели пирожок с яйцом, купленные у бабульки. Ням-ням.
Ростовский кремль не сильно впечатлил, если честно. Может быть, сказалась усталость, а может, нужно было посещать его с экскурсией. Зато купили дурацкий, но симпатичный сувенир.
Кремль, на самом деле, впечатляет своими размерами и стариной, но сейчас очень многие здания и купола загораживают леса, ведется активная реставрация комплекса. На территории бродит неимоверное количество туристов, сейчас на стенах кремля, где стражники ловили подставного царя ("Иван Васильевич меняет профессию"), толпами водят посетителей экскурсий. Самое удобное время посещения этого музея - в час его открытия и перед закрытием, когда людей еще мало или их уже почти выдворяли. Кстати, вход на территорию и осмотр снаружи стоит всего 10 рублей с носа, мы же прошли бесплатно и с велосипедами. Отдельные экскурсии за дополнительную плату.
Кстати, на въезде в Ростов есть неплохая кафешка, вывеска, правда, гласит «Столовая», но реально это кафе, рядом бильярд и игровые автоматы. Народу днем нет, всего 4 столика, покрытые скатертью, приборы и тарелки нормальные, салфетки есть. Без изысков, но перекусить можно. Выбор блюд в меню большой, но фактически многого не оказалось. Солянка же была очень вкусной и насыщенной мясом. На обед за двоих ушло 200 рублей (винегрет, две солянки, три пюре и две котлеты, компот, чай). Туалет, видимо, оформлен опытным дизайнером:
После Ростова мы рванули в Ярославль по трассе, ехать довольно комфортно, но не интересно. В 21 вечера въехали в областной центр.
Решили ехать по М8, чтобы побыстрее добраться до конечного пункта маршрута и избежать третьей ночевки в палатке, да и интересных обходных путей надо сказать я не нашел, а на Ярославском велофоруме мне предложили только длинный объезд. Зато посмотрели на вечерний и ночной Ярославль.
Ярославль
Основан в 1010 князем Ярославом Мудрым на месте селения Медвежий Угол при слиянии речки Которосли с рекой Волгой. Имел задачей охрану пути от Волги к Ростову. Впервые упоминается в летописи под 1071 годом. С 1218 — столица Ярославского княжества.
Как и большинство древнерусских городов, Ярославль представлял собой рубленую деревянную крепость. В центральной части города — Спасо-Преображенский монастырь (основан в конце 12 века.). В центральной части — радиально-кольцевая планировочная структура города, сложившаяся еще к 17 в.
В 1463 году он был присоединен к Московскому государству. В XVII веке Ярославль был вторым по величине городом России. Во время польской оккупации Москвы в 1612 году Ярославль был временной фактической столицей России.
Источник: www.suzdals.ru, ru.wikipedia.org
Впереди нас ждала ночь шатания по городу и отъезд в 4 утра на первой эльке до Александрова, а оттуда до Москвы. Ярославль ночной - город очень красивый. Церкви подсвечены, на набережной куча народа, нам даже довелось посмотреть очень приличный фейерверк в честь свадьбы. Везде ходили пешком, потому что торопиться было некуда.
Сидеть и мучаться на вокзале хотелось как можно меньше. К утру вернулись таки на вокзал, подремали, и около 4 утра стали ждать поезд. По идее, он должен отходить в 4:05 (накануне звонили в справочную, спрашивали). Однако на вокзале ни слова об этом, мы заволновались… 4:00. Звоним в справочную «Будет ли электричка в 4:05? Ждем, а её нет в расписании». «А вы на каком вокзале?». Ё-моё, мы даже не подумали, что вокзал «Ярославль Московский» не является единственным и главным в городе. «Едьте быстро до Полянки» - отчеканила диспетчер. Стали бешено рыться в атласе. Оказалось, что эта станция совсем недалеко, но у нас всего 10 минут. В итоге, пришлось лететь вверх по одной из центральных улиц, по памяти сворачивая в переулки, но все же выехали на нужную станцию прямо к электричке. Задыхаясь залезли в последний вагон и отрубились на три часа пути до Александова. А потом нас ждала еще одна электричка до Москвы.
Итого за день 126 км Всего: 322 км
Вот такая разминка в 4 утра… Вот такая поездка!
Лена (Leksa)
Рома (Kotopes)
Обсуждение на форуме
назад
|
|
|
|